Ардения
Свободная община Вифреев
Основное население: Вифреи
Территориальное местоположение: Второе по размеру государство в мире. Охватывает всю восточную Каталию и значительную часть западной Каталии. Практически вся территория покрыта тропическими джунглями и саваннами.
Климатические условия: Климат тропический, субтропический. Тепло, круглый год лето. Очень часто идут дожди.
Герб: Трехлопастное солнечное колесо на изумрудном поле. Этот символ изображает равновесие и гармонию с природой, а также переплетение трех стихий — Огня, Воздуха и Воды, равновесие которых даёт спокойствие, защиту и энергию жизни.
Крупные города:
Ардения. Город, одноименный с государством. Столица. Расположен в центре "Влажного леса", расположенного на северо-востоке материка.
Вилия. Город-порт. Торговый центр. Расположен на юго-западной окраине "Серебряных Джунглей". Джунгли расположены в восточной части западной Каталии и простирается от озер Ари и Син до самой южной окраины Каталии.
Намия. Город. Продовольственный центр. Расположен чуть западнее зеленых топей, на востоке "Искристой саванны".
Катон Ора. Производственный центр Ардэнии. Добыча драгоценных камней и обтёсывание камней - основные ремесленные направления города.
Органы власти и государственный строй
Верховный орган власти: Совет старейших
Общиной вифреев управляют не короли и не жрецы. Будучи народом простодушным, вифреи не признают власти и не стремятся к ней. Власть у этого лесного народца ассоциируется лишь с ответственностью и не несет в себе чести и гордости. Потому молодые вифреи никогда не стремятся к власти и не стараются выбиться в лидеры, а свои прочие амбиции каждый реализовывает по-своему. Вифреи не слушают более богатых, более знатных и более красивых, но с уважением прислушиваются к мнению тех, кто старше их и опытнее. Возраст и опыт - вот главный критерий управления в этом обществе, на котором и построена вся жизнь в этой чудной сказочной стране. В каждой семье и в каждом деле, старшие всегда обучают младших, руководят ими и готовят к тому, что некогда и им придется принять всю ответственность за следующие поколения.
В каждой деревне вифреев есть старейшина - один из самых старых и самый мудрый из вифреев, которого уважают и почитают все жители поселка. Всякий, и стар, и млад, может обратиться к старейшине за мудрым советом, и он подскажет и поможет, ведь в жизни ему пришлось повидать уже многое... У вифреев довольно мало таких больших поселений, которые можно было бы назвать городами, в них обычно избирается несколько старейшин, каждый из которых представляет определенные интересы, будь то безопасность, торговля или промысел. Каждый такой "совет старших" и управляет жизнью в городе. Тех старейшин, которые прославились своей мудростью и справедливостью далеко за пределами родного селения, могут пригласить в совет старейших. Для совета старейших в Ардении отведены несколько уютных садов и особняков, где они проживают, периодически собираясь, чтобы решать важные государственные вопросы. В совете старейших состоит 20 вифреев и верховный старейшина, председатель совета и самый мудрый представитель лесного народа. Все вопросы решаются голосованием, в котором старшие вифреи стараются учитывать интересы многих.
В Ардении нет единого закона, и потому живут в поселках, что называется, "по совести, по справедливости", каждый старейшина составляет список правил для своего поселения, и каждый из них следит в меру своих возможностей за тем, чтобы правила эти соблюдались, а также выполняет роль судьи. Будучи народом с простыми потребностями, вифреи не пытаются добиться какого-либо влияния в религии, в торговле или в управлении. Уважение и опыт - единственный критерий власти в этой стране.
История образования и становления государства
Дата образования государства: 11 год Эры раскаяния
Раньше, в старые времена, предшествующие Эре раскаяния, в Мистериуме на ночном небосклоне красовалось две луны. Одна из Лун светилась более ярко и носила мелодичное название, Найя. Найя - всего лишь спутник, но карта легла так, что этот маленький мир был наделен волшебной силой, несравнимой даже с той, которую получали многие полноценные миры. На Найе круглый год царило лето, магия превратила безжизненную планетку со слабой гравитацией в настоящую сказочную страну, где кипела жизнь, росли невиданной красоты цветы и деревья, а вся планета была похожа на гигантский цветущий сад. На этой планете и проживала раса вифреев, ранее покорные Хаотичному богу, как и другие обитатели Мистериума, а после его свержения - свободная и миролюбивая раса. Во времена Великих Магистров на Найе существовал только один культ - культ Иэлении, культ природы и жизни, последователи самой миролюбивой и добродушной из восьмерки Великих Магистров. Войны и разрушения всегда обходили стороной эту мирную планетку, с которой было нечего взять, вот и на этот раз, когда ужасающие войны грянули по всей вселенной, старейшины Найи решили отсидеться в стороне, в надежде, что великая война не затронет их. Жрицы Иэлении готовились явиться в Мистериум после войны, чтобы исцелить ужасающие раны, нанесенные главной планете, и помочь встать на ноги другим расам... Кто бы мог предположить, что помощь, в первую очередь, понадобится им самим... Нулевой год, Нэо Эра сменилась Эрой Раскаяния, на глазах измученных войнами жителей мира, ночное светило обратилось в тысячи прозрачных осколков... Вся луна превратилась в лед и разрушилась на частички.
Град, настигший Мистериум, разрушил множество городов, унес невероятное количество жизней и навсегда изменил климатические особенности мира... Прибрежные территории были полностью затоплены, небо почти на год покрылось мрачными тучами. Это был самый большой глобальный катаклизм в Истории Мистериума. Что же случилось с обитателями уничтоженной планеты - вифреями? Сложно было назвать суеверными ту часть населения, которая доверилась пророчествам и ушла из мира... Старый пророк Оан и некоторые другие старейшины, последовавшие за ним, увели свои общины от верной гибели. Эти общины пережили много горя, оказавшись в Мистериуме... Гонения, войны, истребление, град... Но это все несравнимо с тем, что выпало на долю тех, кто не поверил древним текстам о неизбежной гибели... Две третьих всей расы попросту погибли... Магия льда не пощадила никого, обратив всех и каждого в хрупкие ледышки.
После великого града, через 11 лет, выжившие старейшины собрали остатки своего народа на Каталии, где провозгласили о создании единой общины и зареклись, что впредь они никогда не допустят подобных ошибок и сохранят свой народ. Вокруг круга камней, где была скреплена клятва, и образовался город Ардения, столица свободной общины вифреев.
Архитектура и Культурные памятники
Вифреи не привыкли строить замки или дворцы, возводить стены и башни, строить величественные храмы и титанические цитадели, подпирающие небо своими громадинами. Вифреи живут близко к природе и не считают необходимым искать счастье за каменными стенами, именно поэтому у этого народа, несмотря на его многочисленность, так мало городов. Для каждого вифрея чистота природы и свежий воздух - лучший источник вдохновения, красоты и здоровья. Чаще всего вифреи строят себе небольшие халупы из дерева и соломы, гораздо реже землянки. Бывает, некоторые вифреи, особенно молодые выходцы из многочисленных семей, вовсе не строят себе дома, обходясь лишь неплохо сплетенными широкими шатрами-шалашами, прикрывающими разве что от дождя, да и только. Есть и такие, кто всю жизнь проводят именно в шатрах, периодически их меняя, и далеко не все из них ведут кочевой образ жизни. Лишь немногие вифреи посчитали для себя необходимым потратить время и силы, дабы сколотить качественную деревянную избу с несколькими комнатами, крышей и двориком, чаще всего, именно такие вифреи и населяют города.
Раса вовсе не считает себя отстающей из-за того, что они не строят каменные дома или укрепленные замки, наоборот, они не понимают других - зачем столь сильно ограждать себя от леса, если можно просто жить в гармонии с ним? На материке царит вечное лето и потому причин всячески утеплять свои жилища попросту нет, единственное стихийное проявление, от которого стремятся укрыть себя вифреи - это дождь. Несмотря на все это, среди вифреев, бывает, встречаются личности выдающиеся и амбициозные. Восхитившись монументальностью и величием зарубежных строений, они берутся строить что-то из ряда вон выходящее - гигантский дворец, сад со статуями или даже просто мост через реку, но такой, чтобы поражал своим величием, монументальностью и блеском белого мрамора в свете жаркого тропического солнца. Те, кто смог собрать достаточно единомышленников и построить в честь кого-то, чего-то или же для каких-то целей нечто монументальное, как правило, становится очень уважаем и ценим, среди сородичей, к тому же ему наверняка будет обеспечено место среди старейшин, а также почитанием и любовью окружающих будет пользоваться и вся его родня. Такой вот необычный народ: ценят простоту, но уважают искусство и стремление, рвение и оригинальность.
Конечно, какие-то ордена, религиозные, магические, общественные или прочие организации, которые часто базируются на этих особенных постройках, у вифреев недолговечны, и со сменой поколений цели меняются, а монументы приходят в негодность. Города чаще всего выстроены как раз вокруг различных каменных руин, и потому выглядят как деревянные домики и сады с причудливыми узорами, натыканные всюду, где нет каких-нибудь странных полуразрушенных стен или обелисков. Деревни же вифреев выглядят как небольшое скопление зданий, из которых можно выделить парочку складов, таверну, крытые торговые ряды, изредка храм и иногда несколько жилых домиков или зданий гильдий, вокруг этого центра стоят в несколько кругов миниатюрные постройки, шалаши, ограждения для скотины и ручных птиц, сады и возделанные земли.
Круг камней. Исторический центр Ардении. Место, где зародилась община. Святое место для любого вифрея. Круг огромных камней по-прежнему сохраняют в первоначальном виде, вокруг них высажен цветочный сад из цветов, которые некогда росли на Найе, и которые не могут расти в Мистериуме без специального ухода.
Изумрудный водопад. Крупнейший в мире водопад, расположенный на севере зеленых топей. Вода в нем, хоть и пресная, имеет необычный зеленоватый цвет и при этом является удивительно прозрачной.
Пирамида шести лун. Огромная таинственная пирамида в джунглях, близ города Вилия.
Столпы сотворения. Огромные горы на северо-западе Ардении, обточенные в форме гигантских колонн, словно бы подпирающих небесный свод. По преданиям, является сосредоточением мистических сил Каталии.
Яшмовый город. Легендарные руины города из странных камней, поросших густыми джунглями. Город якобы принадлежал неведомой расе людей-птиц, живших на Каталии задолго до прихода вифреев и вымерших по неизвестным причинам.
Янтарное озеро. Таинственное озеро на востоке зеленых топей, цвет воды которого удивительно напоминает цвет янтаря. Воды озера обладают целительной силой.
Колодец желаний. Странные руины к северу от столицы. Знамениты тем, что в центре руин сохранился колодец, с виду ничем не примечательный, но открывающий путь в настоящий подземный лабиринт с подземными залами, реками и озерами.
Сад монолитов. Огромная территория южнее города Намия. На холмистых равнинах, среди руин, установлено множество таинственных фигур нестандартной геометрической конструкции.
Заповедные руины. Монументальные сады, которые были ограждены и выращены чуть западнее Ардении в честь древней Магистреллы Иэлении. Ныне заброшены, однако земля, изобилующая редчайшими растениями, стала пристанищем для уникальных животных и была признана заповедной.
Обряды, обычаи и праздники, почитаемые населением
Рождение: Рождение ребенка и тем самым пополнение семьи в Ардении празднуется как праздник семейный, через несколько дней после рождения, тогда, когда будет удобно родителям. Иногда приглашаются родственники, а иногда родители справляют празднество в тесном семейном кругу... Родители обычно выбираются в лес и возносят хвалу природе, благодаря её за щедрый дар. Остальная часть праздника проходит вполне обычно. Ежегодный день рождения каждого отдельного вифрея, тем не менее, уже не является семейным праздником, каждый волен праздновать его как пожелает.
Свадьба: Свадьба - это самый шумный и яркий из обрядов народа вифреев, которому все, от стара до млада, придают огромное значение! Как правило, свадьба празднуется всей деревней, приглашены друзья, родные, дальние родственники, да и что там, даже заезжим путникам на радостях не откажут в гулянке. Свадьба проходит в несколько дней, в первый из которых с утра родственники завязывают невесте глаза и увозят далеко в лес, где и оставляют, а жених должен, используя подсказки, отправиться на её поиски, найти её и дать ей приют в джунглях дикой природы. Первая брачная ночь у вифреев проходит на природе и никто не смеет беспокоить жениха и невесту, находящихся вместе среди деревьев. Только на следующий день молодожены возвращаются в родное поселение, где их встречают радостные родственники и уже готовый пир. Прежде чем приступить к кушаньям, молодожены при всех получают благословение старейшины перед лицом природы и богов. На третий день вся компания вместе с молодоженами, их родителями и всеми желающими отправляется в путешествие к ближайшему святому месту, обычно это какие-нибудь руины храма, находящиеся на некотором расстоянии от деревни. Достигнув святого места, молодожены приносят в дар своим богам вещи, которые они сделали своими руками, ручную работу, обычно, в эти вещи молодые вкладывают всю душу, так как существует поверье, что если брак не по нраву богам, то быть ему недолгим. После возвращения в родную деревню церемонии наконец-то заканчиваются и зарождается новая семья.
Погребение: : Вифреи, как и другие расы, чтут и оплакивают погибших. Усопших принято закапывать в землю, не упаковывая тело в гроб. Тело заворачивают в широкие листья, окропляют духами и благовониями, после чего закапывают в лесу. Это не обряд похорон, а обряд "возврата природе". Вифреи верят, что душа бессмертна, а тело - это святой дар природы, и если их сородич умер, значит, пришло его время, и природа требует вернуть ей долг. Тело таким образом возвращают природе, повторно благодарят её за дар, а после совершают молитвы жнецу за упокой души чистой и сохранение её. Разумеется, вифреи не строят саркофаги и склепы своим погибшим, чтобы не делать лишних препятствий матери-природе, даже могильных камней этот народ не делает, ограничиваясь обычными камнями, какие встречаются в природе. Делают они это, чтобы не забыть, где именно похоронены их близкие и почтить могилки своим присутствием в день всеобщего траура.
Обряды вифреев просты как сама жизнь и тесно связаны с природой. Вифреи считают природу единым и живым божественным организмом, и потому во всем и везде относятся к ней с трепетом и уважением. Важным событием в жизни вифреев является открытие сезона охоты. Весть об указе совета старейших быстро облетает всю Ардению. Именно в это время, которое длится от двух до трех месяцев, охотникам вифреев разрешено вести активную охоту в промышленных масштабах и поэтому многие охотники покидают свои семьи на весь сезон, чтобы вернуться с богатой добычей для всей деревни.
Важным событием в жизни общины является день сбора урожая, который объявляется отдельно для каждого поселения его старейшиной. Благодаря мягкому климату Каталии, каждая деревня может собрать не меньше четырех урожаев с садов и плантаций в год, и каждый раз проводится праздник урожая, в котором жители поселения благодарят природу, приносят ей подношения и пируют, пробуя плоды собственных трудов. Очень важным для общины является день великого града, среди народа вифреев этот день известен как день Найи, это день великого траура по погибшим во времена войны Искупления Сородичам. Проходит этот день ежегодно 30 сентября. Жители Ардении скорбят об утерянном мире, роковой ошибке и ушедших временах. В этот день принято поститься, питаясь исключительно растительной пищей, в этот день запрещено празднование любых других событий, праздников и проведение других обрядов, за исключением обряда "возврата природе". В этот день нежелательно даже смеяться, это могут счесть за неуважение к предкам и к природе. В день Найи старейшие проводят обряды в Круге камней, где отдают дань памяти старого мира, в простых селениях же принято в этот день посещать могилы погибших родственников и сажать на их могилы по одному цветку. Именно поэтому кладбища вифреев похожи на скопление камней среди цветочной поляны...
Политические связи и отношения
Министерство магии: Отклонено
Вифреи стараются не лезть во внешнюю политику, придерживаясь взглядов: "Мы сами по себе, никого не трогаем, не трогайте и вы нас". Возможно, подобное отношение они унаследовали ещё с тех времен, когда все жили на отдельной планете, но те времена минули и теперь волей-неволей представителям хвостатой цивилизации приходится контактировать с другими народами. Старейшины позаботились о том, чтобы их сородичи могли без проблем путешествовать по всему миру, познавая мудрость других народов. Границы Ардении всегда были открыты как изнутри, для вифреев, так и извне, для гостей. Хвостатые всегда добродушно привечали гостей, расспрашивая их о заморских причудах, такой уж они любопытный народ. Однако, если кто-то придет с оружием на их земли, вифреи поднимутся на защиту родных земель. Однако, несмотря на то, что плодородные леса этого миролюбивого народа выглядят весьма привлекательной добычей, на деле эти леса оказываются куда более коварны. Сырость, слякоть, труднопроходимость.... Многие болезни джунглей, к которым невосприимчивы вифреи, обрушатся на захватчиков, многие монстры, змеи и животные, повадки которых знакомы вифреям, будут нести в рядах чужеземцев неизгладимые потери. А после этого появятся вифреи, ревностные защитники своих домов, отличные охотники и друиды... Партизанскими вылазками, засадами и ловушками они изведут врагов за самое короткое время. Джунгли всегда были им лучшими стенами, которые доселе отражали все напасти. Война на территории вифреев изматывает даже больше, чем война против эльфов в их родных лесах, ведь джунгли коварны, а кроме того, вифреев гораздо больше, чем эльфов.
Этот народ недалеко ушел от дикой природы и они могут постоять за себя, если дать оружие в руки всем, кто может сражаться, получилась бы очень большая армия, возможно, одна из самых многочисленных в мире. Но вифреи никогда не пойдут отбирать чужую землю силой, им хорошо и в своих, полных опасностей, лесах. С другими государствами старейшие стремятся сохранять уверенный нейтралитет, исключение составляют лишь эльфы. Благодаря общему пониманию ценностей, Лэвиан и Ардения наладили общий язык и готовы оказывать друг другу при необходимости поддержку. Ардения ведет активную морскую торговлю с Лэвианом. Темные эльфы Нур'Цурага также в хороших отношениях с вифреями. Несмотря на то, что скрытный характер темных эльфов не сочетается с любознательностью вифреев, неприязни между расами не наблюдается. Каждое из этих государств не претендует на земли другого, кроме того, искусные изделия эльфов в Ардении с самого начала с успехом обмениваются на ткани, меха, продовольствие и прочие товары, поставляемые вифреями. Что же касается министерства магии, то, несмотря на то, что идеалы мудрецов и друидов народа практически совпадают с законами Министерства магии, старейшины все равно приняли решение не допускать эту организацию к управлению магией в общине...
К министерству они отнеслись так же, как и ко всему другому: "мы вас не трогаем, не трогайте и вы нас со своими правилами". Магию тьмы, смерти и все, что оказывает существенный вред природе, старейшины не жалуют, но, тем не менее, следить за своим народом предпочитают своими силами. Вифреи - свободная община и всегда настороженно относятся ко всякому контролю, однако, все же среди старейшин есть немногие, кто готов выступить в поддержку министерства.
Мистерийская Империя - Нейтралитет. Торговля
Левиан - Дружба, Торговля
Мал'Ферос - Нейтралитет
Шедим - Нейтралитет
Торговая Лига - Торговля
Эден - Нейтралитет
Нур'Цураг - Дружба, Торговля
Ману-Зуал - Нейтралитет
Арбакараш - Нейтралитет
Государственная религия и духовные ценности
Вифреи - простой народ, и если в обычной жизни они не привыкли ставить какой-то культ и его служителей выше других, то в религиозной сфере они не привыкли считать каких-то отдельных богов привилегированными. "Мы созданы по подобию божьему, а коль разные мы, то и богам не быть одинаковыми, но все они равны, как равны и мы с вами" - говорят мудрецы вифреев. Ранее, вифреи были вынуждены поклоняться хаотичному богу, создавшему Мистериум и его луны. Но этот бог сулил им быть лишь сильными, и не давал успокоения женам погибших мужей, матерям погибших детей, селам, голодающим из-за плохого урожая... Нравы бога были жестоки, а души лесного народа переполнялись отчаянием, и потому они наравне с остальными выступили против него, когда пришло время и явился шанс. Никто не знает, куда делась остроглазка Рико, нареченная в преданиях вифреев как "Мать Надежды", но из поколения в поколение старейшины передают легенды о ней, народ помнит, какой вклад внесла целительница в становление судьбы всего мира. Узнав о других богах, вифреи отнеслись с почтением ко всем ним без исключения. Те немногие, кто посвятил свою жизнь служению обрядов, строят свои небольшие храмы, простенькие, деревянные, каждый по-своему изящен. Нечто общее в храмах Ардении все-таки есть - главный зал(зачастую единственный), обязательно широкий и круглый. В этом зале принято располагать статуи-изображения всех известных почитаемых богов по кругу, в определенной последовательности, чтобы каждый из богов был доволен "соседями". Перед каждой из статуй стоит небольшой алтарь и урна для пожертвований, таким образом, в таком храме можно помолиться или принести жертву любому из богов.
Есть небольшой обычай, дань уважения богам: если ты пришел в этот храм помолиться, к примеру, Войлару, дабы он благословил тебя в пути, то отдав ему жертву и прочитав молитву, следует пройти по кругу, совершая короткий поклон статуе каждого из богов, и только закончив круг, можно выходить из храма, этим самым прихожанин показывает, что помнит и остальных богов и просит прощения у них за то, что в этот раз он молится не им. Несмотря на то, что в храмах вифреев стоят статуи Белиара и даже Безымянного, какие-то кровавые жертвы приносить им вифреи все равно не стремятся. Чаще всего, вместо кровавых жертвоприношений, оправдываясь в молитвах, что не могут противоречить собственной душе, вифреи просят принять в жертву скромный дар в виде денег и продуктов охоты, когда молятся темным богам и просят их наказать тех, кто причинил много горя.
Жрецы в храмах по совместительству часто являются друидами или знахарями. Они знают всю религию и могут рассказать, как именно к какому богу надо обращаться, чтобы молитва была обязательно услышана, а кроме того, они являются хранителями тайн природы и связующим звеном природы и простых жителей, а потому очень уважаемы, меньше, разве что, только старейшин. Жрецы никогда не зарабатывают влияние и не объединяются в организации. Каждый заботится лишь о своем храме, о своих учениках, о природе, окружающей его и, конечно же, о тех, кто обращается за помощью.
Культура и философия жизни в государстве
"Бери от жизни все!" - самое простая трактовка поведения обычного вифрея. Будучи свободным народом, не признающим какой-либо власти, жители Ардении привыкли иметь все, чего они могут добиться своими силами. Почему-то в характере расы практически отсутствует желание эксплуатировать других и наживаться за их счет, и потому образ мышления вифрея отличается от человеческого. Любой вифрей попросту не привык рассчитывать на то, что не может получить своими силами, а "силы" его, как правило, зависят от величины семьи, таланта и возраста. Если семья большая, то, задавшись общей целью, они могут собрать родню и создать нечто глобальное, если же вифрей одинок, то он не будет требовать от жизни больше, чем крышу и кусок хлеба, но все же не откажет себе в мечтаниях жить лучше. Вифреи почти лишены жадности, но зависть у них все же есть, и это белая зависть, вместо желания сделать объекту зависти хуже, у них в первую очередь возникает желание самим стать лучше и добиться больше, чтобы завидовали уже им... Желание причинять насилие и боль практически никогда не возникает в сознании жителей этой страны, для них смерть и боль - всегда грустно, будь то боль родных или чужих, чаще всего вифреи причиняют боль из-за самообороны, защиты близких или из мести, ведь никто не может стать в глазах вифрея хуже, чем тот, кто умышленно старается причинить боль...
Уровень убийств и разбоев в Ардении значительно ниже, чем в Мистерии, не говоря уж о таких странах, как Шедим, однако уровень воровства и краж наоборот выше. Откуда такой парадокс? Большая часть семей у народца джунглей, как ни странно, многодетные, дети - они и радость жизни, и опора благополучия семьи. Но бывают и те, кому повезло меньше с плодовитостью, но больше с талантами... Вифреи ловкие, быстрые, скрытные - из них получаются столь же хорошие воры, как и хорошие охотники. Желание устроить себе и своим родным лучшую жизнь за счет других, особенно за счет тех, у кого вроде как есть излишки. Желания сделать кому-то хуже здесь нет, есть желание сделать себе лучше, практически никогда вор не заберет последние крохи у того, кто и так с трудом кормится, и потому воры являются вечной проблемой тех семей, которые владеют богатыми садами, плантациями и пастбищами. Воры воспринимают все это, как некую азартную игру с судьбой, старейшины же разного мнения, но делятся в основном на тех, кто считает их переросшими свой возраст детьми и тех, кто считает их лентяями, не способными вырастить ни птицу, ни дерево, а только и умеющими брать у других, сходятся же они в том, что безнаказанными их делишки оставлять нельзя, и потому каждый уважающий себя старейшина будет бороться с воровством в своем поселении.
Впрочем, многим другим расам вифреи кажутся вечными детьми, так как их характер очень слабо меняется с возрастом, и начинает меняться, когда появляется хоть какая-то серьёзная ответственность, и обычно это происходит не рано. Притом смена характера происходит довольно резко, а большинство вифреев почти на всю жизнь остаются игривым простодушным народом с постоянно меняющимися мечтами, амбициями и влечениями.
Экономика страны
Валюта: Золотая Ливра/Серебряный Лиаф/Медная Хора
Уникальные ресурсы: Дерево "Геликоприон", Паутина Арахнидов.
Добываемые металлы: олово, медь, золото, орихалк
Виды добываемого камня: известняк, дикий камень, рисунчатый камень
Добываемые драг. камни: янтарь, яшма, малахит, дымчатый агат, цитрин, жемчуг, черный янтарь, соколиный глаз
Алхим. реагенты, растения: Нектарин Люммина, цвет ложной надежды, пыльца солнечной Астры, луковица ночного лотоса, волшебный гриб, волшебный подорожник (омелла), цвет бурой ромашки, водяные лилии, мерцающая водоросль, освещенный мох, древесная плетёнка, такка
Ввозимые товары: доспехи, оружие, ювелирные изделия, предметы роскоши, магические предметы
Вывозимые товары: меха, ткани, кожа, экзотические фрукты, овощи, алхимические изделия, алхимические реагенты, паутина арахнидов, древесина «Геликоприона»
Надо признать, имея такие возможности и территории, государство Ардения могла бы претендовать на куда большее влияние в экономической сфере. Проблема в том, что вифреи не склонны к развитию экономики. Сборы в казну составляют символические цифры и проводятся только один раз в год. А ресурсы казны в основном нужны для поддержания не шибко большого ордена "Зрячих", ведущих дозорные и охранные работы на границах, а также для поддержания органов правопорядка в больших городах. Старейшины же, как правило, не собирают с жителей больше, чем действительно нужно на нужны их поселений, поэтому практически все состояние государства находится у обычных жителей, в семьях, и, учитывая амбициозный характер расы, редко богатства залеживаются надолго, хотя исключения есть везде. Большинство тех, кто занимается торговлей, просто любят путешествовать или часто менять круг общения, государством же это практически никак не стимулировано. Из-за простого отношения к потребностям и характера в русле "легко пришло - легко уйдет", экономика страны так и не поднялась выше среднего уровня. Тем не менее, многие предприниматели ведут даже внешнюю торговлю, организовывая довольно большие гильдии, в распоряжении которых целый флот торговых судов. Экзотические диковинки с Каталии высоко ценятся на основном материке, и потому торговля чаще всего оправдывает свой риск морских путешествий.
Цены на продовольствие и простые бытовые вещи в Ардении довольно низкие, по сравнению с другими государствами, в то время как цены на оружие, украшения и высококачественные изделия, наоборот, завышены.
Образование и обучение
Выдающиеся школы и академии: Нет
Обучение новых поколений премудростям жизни происходит в Ардении спонтанно. Нет, такого, что повзрослевших детей попросту выпихивают из дома, почти не бывает... Обычно дети мотают на ус то, чем занимаются родители, соответственно, дети садовников с возрастом начинают ухаживать за садами, а дети рыбаков - ловить рыбу. Конечно, с непостоянным характером вифреев, сплошь и рядом бывает, что дети начинают проявлять интерес к совершенно неожиданным областям жизни. Обычно в таком случае родители стараются поддержать стремление детишек и найти им подходящего учителя, желательно из числа родственников или хотя бы из числа знакомых. Если же таких нет в родном поселении, то, бывает, отдают на воспитание с определенного возраста, сильно зависит от семьи... Бывает и такое, что подходящего учителя нет ни в поселении, ни среди знакомых, в таком случае, обычно, ребенку остается только мечтать, но всякое случается в этих таинственных джунглях, иногда могут осуществиться и совершенно несбыточные мечты.
Каких-то жестких образовательных мер среди населения нет, но каждая семья считает своим долгом научить потомков всему, чему только можно и даже больше того, что зачастую расходится с пожеланиями самих потомков, но раз на раз здесь не приходится. Школ в стране практически нет как таковых, мало кому пришло в голову сгонять чужих детей в кучки, где учить их каким-то общим нормам. У каждого своя, как правило, кучка детей, а в каждом поселении, каждой семье - свои нормы.
Школы есть только в больших городах и напоминают более приюты. Там обучаются бездомные детки, а также дети, чьи родители вынуждены постоянно пропадать, к примеру, в море, на службе "Зрячих" и тому подобное. В этих школах редко учат чему-то кроме базовых основ грамотности, выживания, охоты, травничества и почитания природы, в общем, того, что должен знать каждый вифрей. Дети, наделенные особыми талантами, редко могут найти учителя в Ардении, потому им приходится, если есть такая возможность, жить и учиться в других государствах, к примеру, в Торговой Лиге или Мистерийской Империи.