Мал'Ферос
Подгорное королевство Гномов
Основное население: Гномы.
Территориальное местоположение: На границе между Северной Пустошью и Мидлендом, в глубинах Железной Горы, скрыто гномье королевство. Никто на самом деле не знает, насколько велики размеры этого скрытого от глаз государства - сеть туннелей, раскинувшаяся в недрах Роковых гор, поразила бы даже самое смелое воображение своими размерами.
Климатические условия: Таежные леса на южных границах королевства, тундра на границах северных, там, где начинается Пустошь. Под землей же очень жарко, в некоторых местах температура может достигать пятидесяти градусов, а реки и озера лавы здесь не такое уж редкое явление. В своей жажде наживы и просто из любопытства гномы роют глубочайшие шахты, прорываясь сквозь толщу породы к самому центру земли.
Герб: Молот и наковальня на коричневом поле. Данный герб символизирует собой прежде всего орудие кузнеца, наделенное мистической способностью творить, а также является знаком горнорудных работ.
Крупные города:
Город Рун – столица гномов. Также называется Мал'Феросом (собственно, это город-государство, а все остальные - его колонии). Именно здесь обитает большая часть гномов. Город в Железной Горе был основан еще до появления Мистерийской Империи, и с тех пор лишь разрастался по высокому и крепкому плато, расположившемуся поперек рек магмы. От плато раскинулись длинные каменные мостки, ведущие по многим направлениям – к выходу из пещер, в штольни.
Мар Кирун – продовольственный центр королевства. Большинство жителей города занимаются выращиванием грибов для всего Мал'Фероса. Часть оптовых закупок провианта идет мимо столицы, прямиком в Мар Кирун, где их перерабатывают, готовят, сортируют и отправляют в другие города. Большинство обозов с продуктами для дальних застав отправляются именно отсюда.
Тор Дарен – город шахтеров и добытчиков. Бывший поселок стал городом относительно недавно. Рядом с городом находятся новейшие шахты по добыче руд. С Городом Рун соединен системой дрезин и вагонеток для переправки руды.
Тейг Волал – город-порт, ведущий активную торговлю с Мистерийском империей. Поставляет высокого качества не только металлы и драгоценности, но и строительный камень.
Тейг Мотрам – гномий город, имеющий доступ к северным лесам: ведутся охота на редкую дичь и добыча древесины. Выгодное расположение между остальными северными тейгами обеспечивает Мотрам достаточным количеством ресурсов и продовольствием.
Тейг Удир – поселение, расположенное у Ворчливого леса. Преимущественно занимается поставками редких видов древесины и охотой.
Тейг Кериз – наиболее удалённое и наименее населённое поселение гномов. Ориентировано, как и любой другой тейг, на добычу и обработку редких металлов, драгоценных камней и древесины.
Органы власти и государственный строй.
Верховный орган власти: Король.
Двумя отличительным особенностями в аппарате управления гномов являются строгий патриархат и деление на гильдии. У короля есть совет из десяти гномов – Собрание Лордов, с которыми они решают вопросы государственной важности. Основную часть информации те получают из отчетов, предоставляемых главами гильдий – ремесленников, магов, а также от верховного главнокомандующего и главного жреца. Глава гильдии ремесленников, в свою очередь, получает отчеты о состоянии дел королевства от глав гильдий кузнецов, строителей, горняков, плавильщиков, ювелиров, инженеров, а глава гильдии магов отчитывается исходя из информации, получаемой от глав подразделений магической гильдии Мал’Фероса. Различные же школы и предприятия, в зависимости от своей направленности, приписаны к соответствующим гильдиям.
Все главенствующие посты занимают мужчины. Женщинам, по старинному обычаю, не принято доверять подобную работу. Также нужно заметить, что должности распределяются по заслугам, а не по богатству. Гномам присуще создание «трудовых династий» - когда несколько поколений одной семьи служат в одной отрасли, и явление, когда сын заменяет отца в должности, достаточно распространено. Однако если гном не справляется со своими обязанностями, то решением специальной комиссии он может быть смещен с должности, а на его место либо будет назначен другой гном, если кандидатура уже давно определена, либо будет объявлен конкурс для всех желающих. Государственный строй можно назвать светским, так как сообщество жрецов не оказывает сильного влияния на политические стороны жизни, и представлено в совете скорее номинально. Лорды обладают правом судейства в рамках своей вотчины, а самые сложные дела, требующие серьезного разбирательства, могут разбираться непосредственно советом и королем. Коррупция в высших кругах как таковая почти отсутствует, а ее проявления караются жесточайшим образом. В низших же инстанциях ее можно охарактеризовать как минимальную.
Лорды гномов, чаще всего главы древних семейств и династий, являются личными вассалами короля. Часть из них обладает и управляет собственными территориями, например, тейгами – колониями гномов, часть территорий не имеют – такие лорды чаще всего являются владельцами сетей предприятий или магазинов в той или иной отрасли экономики. Совет Лордов состоит из глав десяти наиболее влиятельных на текущий момент семей, чьи родословные, в большинстве своем, немногим уступают родословной короля.
Гномы способны добывать руду в поистине огромных количествах, однако если они долго находятся в одном месте, то жилы быстро истощаются. И тогда приходится искать новые месторождения. Изначально гномы предпочитали не отходить далеко от Города Рун и искать полезные ископаемые там же, лишь копая дальше в глубину. Однако чем больше копать, тем сложнее. И потому постепенно гномы начали создавать шахты в подземной сети пещер, внутри рокового хребта, а также за его пределами или же на его поверхности. Последние и называются тейгами – чаще всего самые предприимчивые лорды гномов, предвидя закрытие той или иной богатой шахты, снаряжали экспедиции для открытия новых месторождений. Так как, помимо денег за продажу руды, подобные предприятия субсидировались непосредственно Королем. А также подобные тейги расширяли степень влияния не только королевства, но и самих лордов.
История образования и становления государства
Дата образования государства: 14000 год до свержения Хаотичного Бога.
Гномы - одна из самых древних рас этого мира, а Мал’Ферос - одно из древнейших государств. Основан Ферросом Железноделом, позднее получившим титул Первого Короля Гномов. Первоначально, когда народ гномов был малочислен, была лишь шахта. Самая первая шахта рылась с поверхности гор, была глубокой и широкой. Гномы быстро оценили перспективы и возможности жилья под землей, и когда шахта была выработана, то часть гномов поселилась прямо в ней, лишь расширив ее для пущего удобства. Во время одного из таких плановых расширений, Феррос Железнодел – глава этой маленькой общины, случайно пробил стенку, и оказался в поистине огромной пещере естественного происхождения. Не прошло и нескольких месяцев, как почти все гномы округи уже занимались укреплением стен, и возведением жилья под надежными сводами. А на том месте, где была шахта, проем был расширен, и были построены известные Врата. Город же был назван в честь славного гнома, а сам он после был наречен королем. Гномы - одна из рас, переживших Великую Войну Освобождения, и позднее, как считается, повергнувшая последнюю расу слуг Хаотичного Бога – великанов. О «Великой Войне Северных Пустошей» у гномов и по сей день рассказывают истории. Десятилетия длился этот конфликт, и ни одна из сторон не желала уступать. Гномы поняли, что не будет им спокойной жизни, пока темные слуги все еще ходят «у них под домом». И тогда один из величайших подгорных королей Торвальд Гранитный Молот, а также герои Мард Орочья Погибель – генерал армии гномов, и Рейгар Громовое Лезвие – лучший маг того поколения, мастер над рунами, землей, огнем и металлом, повергли в страшной битве короля великанов Зиамата, обладателя волшебного меча - по слухам, это был подарок самого Хаотичного Бога. Меч был назван «Пир Крови» и достался он Торвальду, однако впоследствии во время Конфликта на Глубинных Тропах был утерян, как и многие сокровища. Неизвестно теперь, где они и как до них добраться. Великаны же ушли с тех пор далеко на север, и никто не может с уверенностью сказать – существуют ли они или нет.
На востоке Мидленда, недалеко от границы с пустыней и горного хребта, еще задолго до объединения людей в одно королевство, династия Гриффитов образовала герцогство. Люди некоторое время жили спокойно и мирно, однако прошел слух, что не так далеко от их владений сокрыты несметные богатства гномов. Теодор Гриффит решился пойти и взять эти сокровища по праву завоевателя – силой. Однако люди были осведомлены плохо, и вместо врат Мал’Фероса вышли к одному из крупных тейгов гномов, что находился восточнее по хребту. Богатства там действительно были – тейг служил перевалочной базой для ближайших изумрудных и серебряных шахт. Гномы даже и думать не стали о том, чтобы что-то отдать людям, тем более без боя. Тейг был отлично защищен ротой солдат под предводительством Флинта Аланура, одного из выдающихся командиров тех времен. Гномы могли пережить любую осаду, так как подвоз провианта из Мал’Фероса был отлажен, но Флинт решил дать бой. Столь наглое поведение стоило наказать, иначе в следующий раз людей могло прийти больше. Да и осадное положение помешало бы работам в шахтах. И был бой. Двести пятьдесят гномов против трехсот семидесяти людей. Именно в этом сражении было впервые применено построение копейщиков «хирд». Несмотря на численное превосходство, люди проиграли это сражение – на стороне гномов были выучка, опыт, отличная амуниция и вера в то, что они защищают дом. Однако на этом дело не закончилось. Первый экспедиционный корпус был разгромлен, а Теодор лишь уверился в своем желании войны. В течение пяти лет длилась война – зимой стороны восстанавливали силы и делали запасы, а как только сходил снег, то снова шли в бой. Некоторое время спустя Гриффиты узнали, что атаковали они отнюдь не сам Мал’Ферос, а лишь небольшую колонию-поселение. Шел пятый год и Теодор понимал, что у него попросту кончаются ресурсы – ему нужна победа. И чем быстрее, тем лучше. Тогда он собрал все силы для последнего сражения - у Врат. Армией гномов вновь командовал Флинт Аланур, уже поднявшийся по карьерной лестнице. И он вновь решил дать бой, предварительно проредив армию людей осадным оружием и стрелками. Сражение было кровавым. Многие не вернулись домой, но королевство устояло – враги не смогли пробиться сквозь ряды защитников. Теодор Гриффит был убит, как и его средний сын. Аланур потерял в битве брата и племянника. И в сотнях семей появились пустые места за обеденным столом.
Народ гномов оказал неоценимую поддержку войскам эльфов и людей в битвах против Круга Провидения. Пять могущественнейших жрецов Хаотичного Бога - Бейнос, Примула, Лидеус, Вардас и Агенон – были наделены огромной силой, представляли собой Круг, культ Бога, и несли его слово в массы. Когда люди и эльфы объединились в союз, Круг принял решение нанести превентивный удар по королевству людей – Мидленду, так как начало объединения королевств людей породило угрозу Эмбримеру - королевству Жрецов Провидения. Большую часть войны гномы не участвовали в битвах, и не принимали никакого видимого участия в событиях. В битве против войск Бейноса и Лидеуса, войско людей и эльфов было потрепано и ослаблено не меньше войска противников, и было вынуждено отступить. Так как битва происходила на северных рубежах, на территориях, близких к Мал‘Феросу, гномы все же решились присоединиться к светлой стороне конфликта, тем самым сместив равновесие сил в сторону чаши людей и эльфов. Именно гномы взрывали и уничтожали в пыль города повелителей, такие, как Арегол. Они же поставляли лучшую из возможных экипировку для людей и эльфов. Таким образом, можно сказать, что вклад подземного народа в эту войну был очень велик.
Архитектура и Культурные памятники.
Гномы по праву считаются лучшими строителями мира. Особенно в этом преуспели «горные» гномы. Сам факт, что город целиком построен внутри горы, под землей, уже говорит о многом, а одного взгляда на огромную стену и врата столицы достаточно, чтобы лишиться дара речи на несколько минут. Дома большей частью одно-трехэтажные, очень крепкие и надежные, стоят веками и их очень редко достраивают. Некоторые дома складывают из блоков камня, скрепляя раствором, некоторые вырубают прямо в скале, оттого порой образуются целые мириады «склеенных» домов. Древесина используется, но мало – больше для внутренней отделки и создания мебели. Для красоты внешние стены гномы облицовывают редкими и просто красивыми породами камня – мрамором, гранитом, обсидианом. Особенно стоит упомянуть о подвалах в домах. Каждый гном сам роет большую кладовую, где хранит свои запасы. Нередки казусы, когда один сосед случайно пробивался в подвал к другому соседу, однако вместо ругани подобные инциденты решались со смехом за кружкой чая – порой самые дружные соседи, или же семьи, скупившие несколько стоящих рядом домов, попросту соединяли свои погреба, образуя один большой. С годами гномы расселились вглубь пещер, освоив их и отстроив часть города именно там. Но, естественно, главные здания – в центре плато. Здесь и Дворец гномьего Короля, и торговые ряды, и большая часть жилых кварталов, и знаменитые кузницы. В общем, посмотреть явно есть на что. Грибные фермы гномы предусмотрительно располагают там, где прохладнее, в искусственно вырубленных пещерах подальше от лавы, а порой в старых выработанных штольнях, образуя «вертикальные сады». В свою очередь, трудолюбивые гномы аккуратно оформляют участки, выкладывая плиткой дорожки между грядок и строя аккуратные каменные заборчики по краям плантаций. При строительстве колоний, внешних шахт и форпостов гномы отдают предпочтения каменным строениям округлой формы фортификационного типа, предпочитая строить один раз, но на совесть. Если возникает необходимость использовать дерево для полов или балок, то предпочтительны твердые и прочные породы древесины. Окна редко бывают большими, чаще это небольшие бойницы, а свет в помещениях обеспечивается за счет факелов и системы зеркал. Эти же зеркала используются в огромных залах, в которых расположены города гномов. Горные гномы предпочитают жить на поверхности, и именно они внесли эту лепту в архитектурные вкусы гномов. Под землей мало места, света и воздуха, а потому очень важно делать высокие потолки сводов пещер и укреплять их – тогда возникает ощущение, что места очень много. А для гномов много, значит хорошо!
Центральное плато - Город в Железной Горе был основан еще до появления Мистерийской Империи, и с тех пор лишь разрастался по высокому и крепкому плато, расположившемуся поперек рек магмы. Плато укрепляется каждый год, ведь постепенно магма разъедает его основу и подтачивает основание. Не делай этого гномы – пришлось бы искать новые жилища, может даже и на поверхности. Огромные толстые длинные зачарованные цепи, над которыми лучшие мастера гномов трудились около десяти лет, тянутся во все стороны, скрепляя плато с внутренними стенами Железной Горы.
Врата Мал’Фероса и Стена - Мал’Ферос не зря называют чудом архитектуры. Только гномы могли бы создать такой огромный проем в породе. Несколько поколений гномов (а ведь живут они до трехсот лет!), возводили второе чудо гномьего королевства – его Стену. Поистине, такое под силу только гномам и они создали действительно неприступный город, способный стоять тысячи лет и не шелохнуться. И одна из причин этой неприступности - это мощная, огромная стена, высотой примерно двадцать пять метров и шириной около семи метров. Прочная каменная кладка с нанесенными на некоторые из сегментов рунами. Это главный аргумент оборонительного комплекса королевства. Посреди этой стены возвышаются огромные врата - вход в черту города и дальше на плато, постоянно находящиеся под неусыпной охраной стражи. И если есть неприступная стена, то и ворота должны быть соответствующими, так как иначе бы в этом не было смысла. Огромные деревянные ворота, обитые толстым слоем мифриловых и стальных пластин, для большей крепости. Деревья, которые ушли на создание этих ворот, наверное, были настолько большие, что росли уже тысячу лет. Также у ворот очень странная, но интуитивно понятная система управления, которая позволяет открывать и закрывать их очень быстро, несмотря на титанический размер. За механизмами постоянно следят инженеры – поломки чинятся крайне оперативно, а смазывают шестерни и цепи так хорошо и часто, что невозможно услышать, как они работают. Это тоже одна из величайших гордостей низкорослого народа.
Дворец Короля. Не смотря на свое «не центральное» положение, дворец по праву считают сердцем города – именно там заседает Совет, вершащий судьбы народа. Массивное сооружение построено немного в стороне от остальных, в противовес кварталу кузнецов, дабы уравновесить давление на городское плато. Монолитный и могучий дворец, с множеством башен, покрытых красной черепицей, символизирующий величие короля Фринга Стоунбрингера. Глыбы, из которых построен замок, словно сплавили воедино каким-то магическим ритуалом и оставили так, как есть. Получилось очень даже неплохо. Дворец охраняется элитными крепкими бойцами, а стены могут выдержать даже обстрел осадными орудиями любого вида. Лишь бы найти того, кто решится осадить гномье королевство, пробьется сквозь стену, и при этом сохранит осадные орудия.
Обряды, обычаи и праздники, почитаемые населением.
Рождение: Обряд, связанный с рождением гнома, берет свои корни еще в те времена, когда не было Стены. Иные же говорят, что традиция старше, чем боги. При рождении гному-младенцу мальчику родители в присутствии главного жреца пододвигают молоточек, нож, зубило, маленькую кирку и руну Ахс, символизирующую у гномов стремление к познанию. До чего младенец первым дотронется, то и будет его судьбой: молоточек – кузнец, нож – воин, зубило – строитель, руна – жрец, кирка - шахтер. По прошествии 6 лет со дня рождения ребенка отбирают у родителей и отдают в специальную школу, в соответствии с выбранным жизненным путем. Таким образом, с младых лет гномы набираются мастерства, поэтому их раса и отличается превосходными мастерами-кузнецами, кующими лучшие в мире оружие и инструмент, великолепными бойцами, среди которых особенно известны берсеркеры, славными строителями-умельцами, возводящими каменные чертоги лучше эльфийских, и могучими жрецами и рунознатцами, которым доступны многие тайны магии. На практике имели место прецеденты, когда младенец брал сразу два предмета. В таком случае гном может либо следовать обоим жизненным путям сразу, либо выбрать один с течением времени. Также если гном, выбравший что-либо одно, по мере взросления изъявляет желание практиковаться и обучаться другому ремеслу, то после специального экзамена он может сменить направление обучения, но лишь единожды. В отношении девочек обрядов не проводится. В большинстве случаев она следует по стопам матери, получая направление на обучение в специальные женские отделения.
Свадьба: Свадьбы гномов известны своим размахом и гуляниями. Обычай обязывает супруга подарить жене какой-либо особый подарок, в знак любви и уважения. Очень часто дарят кольца, иногда с гравировкой, выполненные из самых различных, но обязательно очень дорогих материалов – это могут быть редкие и ценные металлы, драгоценные камни (именно камни – кольца, изготовленные целиком из аметиста, алмаза или изумруда). Затем в присутствии жреца они зачитывают клятвы верности и любви, в то время как их руки покрывают специальной тряпицей, покрытой рунами, гласящими, что они теперь единое целое - будущая жена сама изготовляет ее. После этого начинается огромный пир для всех родственников, друзей и просто незнакомцев, ведь свадьба - один из тех поводов для праздника, ради которых гномы не жалеют денег.
Погребение: Гномы чтят своих предков на уровне божеств, а порой даже сильнее. Согласно обычаю, тело гнома кладут в каменный саркофаг, так как камень является частью самих гномов. У богатых и древних родов есть специальные семейные склепы, роскошью не уступающие Склепу Королей – месту захоронения королей гномов вне зависимости от их рода. В последний путь гном отправляется в церемониальном доспехе, с верным оружием в руках, если оно не было завещано кому-либо. Порой случалось так, что гном, проведший большую часть жизни на поверхности, просил не хоронить его в камне – и такую просьбу его товарищи обязывались выполнить, так как посмертные желания считаются законом. Чаще всего таких гномов сжигали на поминальных кострах, где-нибудь в лесах у южных границ Мал’Фероса.
Хамор-Саанд или День Печи - праздник гномов, в честь их предполагаемого появления на свет как расы. Гуляния в этот день превосходят все мыслимые и немыслимые ожидания. Гномы состязаются в силе, ловкости, выносливости и хитрости, причем не на трезвую голову. Перетягивания каната из бород, метание топоров, бочек, камней. День красного горна, День Великого Свода, День Стражи – профессиональные праздники гномов-кузнецов, строителей и военных соответственно. Размах гуляний зависит от количества представителей профессии проживающих в поселении. В Городе Рун это одни из главных празднований. В эти дни демонстрируются достижения тех или иных видов – строители возводят арки на скорость, кузнецы показывают свои работы и прямо на ходу изготавливают новые, военные проводят парады, маршируя по улицам. В такие дни любой желающий может попросить научить его тому или иному ремеслу, или просто дать попробовать – мастера никогда не отказывают, и охотно помогают начинающим. Вечером алкоголь льется рекой, на вертелах жарится мясо, мальчишки бегают по улицам – для них это редкий выходной, и все веселятся. Первое воскресенье февраля – день, когда отдают дань памяти умершим. В этот день многие гномы идут в храмы и молятся, кто-то идет к усыпальницам и молится там. Никаких празднований. День принято проводить в размышлениях и воспоминаниях. Большая Ярмарка – открытое мероприятие, длящееся две недели. На ярмарку стекаются жители всего континента, потому что именно в этот период можно ознакомиться с новинками вооружения, купить что-то для себя или заказать крупную партию для войска, заключить выгодные контракты, а также просто поторговать, посмотреть и повеселиться. Гости размещаются в палаточных лагерях около врат, или же в столице по гостиницам. Артисты приезжают показать себя на выступлениях, торговцы провиантом везут обозы с мясом и специями, а уезжают гости с фургонами, полными оружием, доспехами и металлами, а также контрактами на будущие поставки.
Политические связи и отношения.
Министерство магии: Отклонено.
Отличительной особенностью является геополитическое положение королевства – Мал’Ферос находится на самой настоящей «нейтральной территории». Королевство находится на естественной границе – Роковой хребет, отделяющий Мидленд от Северной Пустоши, не интересовал никого из правителей, никому и в голову не могло прийти, что в горах можно жить. После победы над великанами, чьей родиной являлись Пустоши, и их лидером Зиаматом, гномы практически не ввязывались в войны, лишь ревностно охраняли границы своего государства. А тот факт, что воевать под землей могут разве что сами гномы, свел к нулю количество желающих посягнуть на богатства подгорного народа. А если бы кому-то и пришло в голову напасть на Мал’Ферос, то он вынужден был бы встретить на своем пути такие препятствия, как лучшая в мире система оборонительных сооружений, самые крепкие и высокие в мире стены, королевство, способное держаться в осаде веками, а также очень умелых бойцов, отстаивающих родные земли. На территории Мал’Фероса, и города Рун в частности, действует так называемый Серый Пакт – постановление о полном нейтралитете. Под железной Горой запрещено нападать друг на друга, вне зависимости от внешних конфликтов, расовой принадлежности гостей и прочих факторов. Отличительно особенностью гномов является их экономический вес в мировой политике. О богатствах горного королевства ходят легенды, а мастера-гномы изготавливают лучшее в мире снаряжение. Причем продают его они всем желающим (и Мистерийцам, и жителям Шедима), не обращая внимания на то, кто и для чего покупает, и не задавая лишних вопросов. Это также прописано в Сером Пакте. Таким образом, можно заключить: нейтральные отношения на основе торговли поддерживаются с Мистерией, Торговой лигой и многими другими государствами; определенная напряженность есть в общении с Дроу. Армия Гномов – воистину страшная сила. Выносливые, сильные воины – сила, с которой приходится считаться. Гномы народ смелый, и всегда готовы силой отстоять свои интересы.
Мистерийская Империя - Торговля
Левиан – Нейтралитет
Ману-Зуал - Накаленные отношения
Шедим - Нейтралитет
Торговая Лига - Торговля
Эден - Нейтралитет
Нур'Цураг - Нейтралитет
Ардэния - Нейтралитет
Арбакараш - Нейтралитет
Государственная религия и духовные ценности.
Гномы – народ, "вышедший из камня", и всю свою жизнь пользующийся его дарами – для гномов работа является любимым занятием. Издревле этот народ любил придавать форму бесформенному – будь то дерево, металл или же камень. И, пожалуй, именно этим они снискали благословение Хахрама – Бога Тверди и Ремесла. Религию не насаждают, но прививают с детства. И если гном не клянется своей бородой, то именем Хахрама точно. Именно его они благодарят за удачу в поисках и добыче, за то, что рука не дрогнула и все удары молота пришлись в цель, за то, что в свое время поделился крупицей своих знаний о деле кузнечном, да строительном, за то, что научил магии земли. Если с бескорыстностью у гномов есть некоторые проблемы, то уж своей честностью и верностью они действительно заслужили милость своего бога – гномы верны своему слову до самого конца. Некоторые гномы чтят и других богов, это никем не запрещается – порой в Мал’Феросе можно встретить маленькие святилища, посвященные самым разным божествам. У гномов есть свои Жрецы, которые проводят дни во служении богу Тверди, принося дары в виде отличных изделий, редких металлов и камней. Эти же жрецы владеют секретнейшими из тайн кузнечного ремесла, по слухам, дарованными самим богом. Также именно при храмах находится часть рунных школ, где обучаются рунному делу молодые гномы. Сюда гномы попадают редко, так как секреты рунного мастерства чаще передаются по наследству (дети жрецов сменяют своих отцов, как те сменили дедов), да и само обучение процесс сложный, так как гномы не имеют ярко выраженной предрасположенности к магии. Каста жрецов немногочисленна, однако глубоко уважаема, и ее представители даже могут присутствовать на королевских советах. Среди гномов есть поверье, что лишь тот, кто всего добился своим умением, терпением и желанием, будет замечен Хахрамом, и удача в делах будет сопутствовать ему всегда. Храмы Хахраму строят аскетично-простые, но красивые. Драгоценные камни и металлы используются в малых количествах, при строительстве подобных мест гномы отдают предпочтение простой стали. Само здание храма чаще всего выглядит массивно и мощно, стены возводятся из гранита и редко когда отделываются снаружи. Все это объясняется тем, что культ поклонения богу ремесла пропагандирует простоту и трудолюбие. В качестве даров гномы приносят добытые ими камни и драгоценные металлы, а сам по себе храм является даром простым, но символизирующим прилежность, любовь к труду и мастерство гномов. Также гномы почитают Забытого Бога, имя которого затерялось в песках времен, веря, что именно он создал их расу по образу и подобию своему. Кто-то называет его Первым Каменщиком, кто-то Великим Кузнецом, и верят, что звезды на небе – это искры от ударов молота о наковальню, так как неведомый постоянно кует наш мир.
Культура и философия жизни в государстве.
«Работает и отдыхает как гном» - пожалуй, одна из самых верных присказок про этот народ.
Гномы очень любят превращать материалы в произведения искусства. А еще гномы очень любят выпить, причем чем крепче напиток, тем лучше. Рассказы о том, сколько и чего способны выпить эти небольшие на вид парни, звучат чаще, чем восторженные отзывы о тех мечах и доспехах, что делают в кузницах Мал’Фероса. У гномов очень много традиций, культурных ценностей, обычаев и обрядов. Музыкальные инструменты для праздников гномы изготавливают сами, и с большим мастерством – особое предпочтение отдавая разновидностям духовых и ударных, нежели струнным. Также они очень чтят предков, передавая память о прошлом молодым поколениям. Такие явления, как трудовые династии, родовые сокровища, герб семьи, лишь подтверждают это. Гномы любят трудиться – для них сам процесс добычи, создания и продажи возведен в ранг искусства. За сотни и тысячи лет они достигли таких высот, что самый простой одноручный меч, без единого драгоценного камня, украшающего его, способен заставить замереть сердце от восхищения. Магия и металл идут бок о бок уже сотни лет, и никогда у гномов не бывало гонений и преследований за практику магического искусства. Наоборот – магия рун вошла в обиход гномов настолько крепко, что считается, что именно гномы изобрели ее, и это может быть правдой. Среди гномов процветают добрососедство, уважение к чужой собственности, верность своему слову и делу. Порой появляются гномы, жизнь которых сложилась так, что они встали на тропу преступности. Однако во избежание подобных прецедентов в семьях очень большое внимание уделяется воспитанию детей – обучить юного гнома, что есть хорошо, а что нет - главная обязанность родителей. Воров не приемлют на корню, считая это низким и подлым – гном не должен красть то, чего у него нет, он должен создать это сам. Отдельно стоит упомянуть бороды гномов. Отращивание на лице волос у этой расы вошло в ранг религии. Гном без бороды - позорный трус, накладывающий на свой род клеймо. Борода начинает расти примерно после семи лет, и с тех пор становится самой главной ценностью и гордостью гнома. Ею клянутся, ее почитают, ее украшают и заплетают в косы – гном без бороды все равно что не гном. Гномы даже изобрели специальные ременные пряжки, куда можно заплетать бороду перед боем. Количество праздников у народа гномов может посоперничать разве что с количеством присказок, пословиц, прибауток и похабных песен. Начиная от дня рождения и Дня Печи, заканчивая Днем Адамантового Быка, Днем Красной Кузни и Днем Рождения 13-го Гномьего Короля Ульфара Мощи Гор. Что ни день, то праздник. А праздник - это святое, и его надо отметить! На каждое действие или событие у матерых гномов найдется прибаутка. Гномы обладают чувством ритма и рифмы, а потому часто поют за работой – в мыслях и вслух, хором и одни, громко или тихо. Считается, что правильная песня за работой является своеобразным призывом Хахраму, и если петь и работать с душой, то справедливый бог наградит тебя по заслугам.
Экономика страны.
Валюта: Золотой Брихар/Серебряный Дорен/Медная Линга.
Уникальные материалы: Адамант
Добываемые металлы: олово, медь, железо, серебро, золото, триллиум, адамант, мифрил.
Виды добываемого камня: гранит, базальт, мрамор, оникс.
Добываемые драг. камни: горный хрусталь, сердолик, аметист, дымчатый агат, кристалл маны, багровый опал, соколиный глаз, аширит, обсидиан, изумруд, сапфир, рубин, алмаз.
Алхим. реагенты, растения: багровая плесень, каменный гриб, гриб Саламандры
Ввозимые товары: зерно, фрукты, овощи, ткани, древесина
Вывозимые товары: обычные и редкие металлы, драгоценные камни, обычные и экзотические доспехи, оружие, предметы роскоши, магические предметы
Кто-то говорит, что гномы - жадная раса скряг, кто-то завидует молча, но все признают – гномы прирожденные торговцы, а Мал’Ферос по уровню богатства может поспорить с Иридиумом. Именно в Мал’Феросе производятся лучшие доспехи и лучшее оружие – острейшие мечи, прочнейшие щиты. А еще они способны создавать руническое оружие, цены на которое просто огромны. Для строительства замка или крепости лучше не поскупиться и нанять гномов – тогда не придется беспокоиться о том, что что-то пойдет не так. Гномы в уровне работы по камню превосходят даже эльфов, а творения их мастеров завораживают глаз и заставляют самых смелых мечтателей нервно давиться слюной. Мал’Ферос явное тому доказательство – ни одна раса на свете не смогла бы создать подобное. Гномы умеют не только производить, но еще и продавать собственные услуги и товары. Странствующие кузнецы-торговцы всегда пользовались успехом, да чего уж там – со всех краев сильные мира сего лично съезжаются в Мал’Ферос на различные ярмарки, чтобы приобрести что-либо, или просто причаститься к этим шедеврам. А такое явление, как Серый Пакт, договор о ненападении в пределах королевства гномов, делает свое дело – на ежегодном конкурсе-ярмарке кузнецов можно встретить кого угодно. Основным продуктом питания и агрохозяйства являются различные виды грибов. И выпивка! Выпивка, производимая гномами, способна заставить закашляться даже дракона. Цены на самые простые товары бытовых нужд в королевстве необычайно низки, как и цены на продукцию импорта – ведение подобной политики гномьим королем снискало любовь и уважение к лидеру расы. И он действительно может позволить себе это – казна гномов полна до отказа, а система бартерного обмена активно поощряется.
Образование и обучение.
Выдающиеся школы и академии: Академия имени Харфы Мудрого – сеть учебных заведений, в которые после шести лет отдают на обучение юных гномов.
Школа геологии – гномы, выбравшие в детстве во время ритуала кирку, поступают в Школу Геологии, где в совершенстве обучаются горному делу, умению добывать камень и металл, проводить вскрытие и георазметку. Образованию юных гномов уделяется очень много внимания. В зависимости от выбранного жизненного пути, во время соответствующего ритуала, после шести лет гном отправляется на обучение в соответствующее подразделение академии – к кузнецам, каменщикам, воинам или магам. Образование дается в широкой форме – помимо профильных занятий, юных гномов обучают грамоте, математике, экономике, военному и кузнечному делу, а также азам рунописания по желанию. Обучение длится до сорока пяти лет, что порой равняется половине жизни гнома. Дальнейший жизненный путь определяется исходя из желаний самого гнома, возможностей его семьи и успехов в академии. Он может пойти служить в армию, может поступить на службу в храм или в местный консилиум магов, некоторые идут в гильдии механиков, строителей или кузнецов. Некоторые выбирают путь странствий, и бродят по миру, предлагая свои услуги, некоторые же решают последовать примеру своих родичей и идут работать туда же, куда и они. Учебных заведений крупнее Академии в Мал'Феросе нет, да и она появилась случайно. Изначально после определения жизненного пути, гнома записывали в подмастерья какому-нибудь действующему мастеру в подмастерья, и на этом дело заканчивалось. Однако Харфа, которого после прозвали Мудрым, отметил, что уровень общей образованности гномов крайне низок, а полезность от подобного обучения минимальна, он учредил академию, а также профессии учителей и библиотекарей. Надо признать, что подобное нововведение нашло отклик среди гномов, и с тех самых пор каждый выпускник Академии мог называться Гномом с большой буквы – это были отличные воины, кузнецы и маги, с острым умом и огромным потенциалом к дальнейшему росту и развитию. Это отлично сочеталось с основным принципом гномов «награда по заслугам».
Девушки же в академию поступают очень-очень редко, так как основное направление обучения юных гномих - это ведение хозяйства. Обучение проходит в специальных школах. Поступают туда девочки одновременно с мальчиками, поступающими в Академию. Помимо домохозяйства, девушек обучают основам агрономии – выращивания грибов под землей, скотоводству, а также грамоте. Часть девушек попадают в школы при храмах, где их обучают на служительниц Хахрама.