- Решил попробовать доработать статью. Скомпоновал во едино материал из имеющейся статьи, представленные здесь инструменты, а так же добавил некоторые сам. Так же для удобства поделил инструменты на группы. Надеюсь, получилось вполне пригодно.
- А вот, собственно, и сама статья:
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты представляют из себя предметы, с помощью которые извлекают разнообразные звуки для исполнения различных музыкальных композиций. Музыкальные инструменты делятся на следующие типы: струнные, духовые и ударные. Струнные инструменты подразумевают под собою наличие струн и способ извлечения звука основан на колебании струн. Струнные музыкальные инструменты делятся на два типа: щипковые и смычковые. При щипковых звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами или специальны приспособлением, а при смычковые - ведение смычком по струнам. Струнные инструменты в большей степени преобладают у эльфов и людей, реже встречаются у вифреев и архонов. При игре на духовых звукоизвлечение основано на колебании воздуха в инструменте. Духовые преимущественно преобладают у эльфов и вифреев. Звукоизвлечение при игре на ударных музыкальных инструментах осуществляется посредством удара или тряски инструмента и приобладают они в большинстве своем у гномов и в кланах орков. Отдельно стоит упомянуть клавишные инструменты, которые бывают как струнные, так и духовые. Извлечение звука при игре на клавишных осуществляется за счет системы рычагов и осуществляется посредством нажатия на клавиши.
Струнные инструменты:
[float=left][/float] Лю́тня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Инструмент считается типичным для представителей людской расы. Однако в последнее время охотно используется странствующими бардами всех рас, которых привлекает универсальность, компактность и довольно небольшой вес данного инструмента.
Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.
Партитуры для лютни – настоящая редкость. И вовсе не потому, что инструмент не популярный среди высшей знати. Все дело в том, что лютня использовалась как аккомпанемент для баллад или песен странствующих музыкантов, которые предпочитали импровизировать, а не играть стандартные, быстро надоедающие всем, мелодии.
Позднее количество парных струн увеличилось до шести и более.
Звучание лютни довольно мягкое, с легким дребезжанием. Можно извлекать ноты от очень низких, до высоких.
[float=left][/float] Гадулка — или гудулка, как ее еще называют. Людской народный смычковый струнный инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким звучанием. Корпус из орехового дерева, долблёный грушевидный, шейка широкая без ладов, помимо 3-4 игровых струн, нередко имеется 7-10 резонансовых. Верхняя часть корпуса, на которой расположены колки имеет овальную форму. Основная часть инструмента состоит из цельного куска дерева. Лицевая часть носит название «доска» или «крышка» и изготовляется из древесины сосны или ели. Звуковые отверстия имеют характерную D-образную форму. Струны изготавливаются из шелковых ниток или жил различных животных. отличие других струнных инструментов гадулка не имеет верхнего порожка под струнами. Струны от колков натягиваются через мостик, расположенный над звуковыми отверстиями, и закрепляются на костяном струнодержателе, который в свою очередь крепится к нижнему штырю. Нижний штырь часто используется для укрепления инструмента во время игры к поясу музыканта. В сравнении со скрипкой схожего размера инструмент более тяжёлый.
Для игры используется смычок, представляющий собой деревянную трость с натянутым на неё конским волосом, который натирают канифолью.
[float=left][/float] Кото — струнный щипковый музыкальный инструмент. Наряду со свирелью, относится к традиционным музыкальным эльфийским инструментам. На кото играют с помощью накладных «ногтей» из костей животных, надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки.
Корпус кото (средняя длина около 180 см, ширина – 24 см) изготовляется из древесины павлонии. В плоской нижней деке вырезаны два вытянутых, слегка изогнутых резонаторных отверстия. Верхняя же дека, выдалбливаемая из целого куска дерева, имеет сводчатую форму.
Традиционно струны кото (их обычное число-13) шелковые. Они подпираются костяными съемными подставками – рогульками, которые могут передвигаться, обеспечивая различные настройки (в том числе и в процессе исполнения).
Игра на кото является одним из традиционных эльфийских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Кото обладает приятным мелодичным звучанием.
В настоящее время существует два основных типа инструмента:
Семиструнный длиной в 1 метр - используется как соло-инструмент;
Многострунный - длиной от 1,8 до 2 метров, с числом струн от 13 и выше — используется как оркестровый инструмент.
[float=left][/float] До́мра — еще один народный эльфийский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор, представляющий собой костяную пластинку, чаще всего треугольной формы или пятиугольной формы.
Малая домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки.
Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.
Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на грифа наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.
От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Домра по своему строению довольно похожа на людскую лютню, однако обладает все же более низким звучанием.
[float=left][/float] Арфа — щипковый струнный музыкальный инструмент, присущий архонам и эльфам.
У истоков своей истории это был простейший инструмент, знакомый почти всем расам мира. Первые арфы напоминали по форме лук, имеющий вместо тетивы струну. Перед теми, кто играл на простой однострунной арфе, стояла только одна задача - как сделать, чтобы звук стал хоть чуть-чуть громче. В большинстве случаев эта проблема решалась просто: древко упиралось одним концом в землю, а иногда и втыкалось в нее на некоторую глубину. Земля как бы служила резонатором, усиливающим звук.
Позднее к древку стали привязывать уже не одну, а две, три, четыре разных струны, потом и больше. Но тут возникла проблема: древко не могло противостоять натяжению нескольких струн. Простой прут для такой арфы уже не годился. И тогда древко стали делать массивным, что позволило и дальше увеличивать количество струн. Но все равно их нельзя было сильно натягивать - не выдерживала даже такая прочная излучина. В некоторых древних арфах струн было довольно много, но натягивались они слабо и поэтому издавали тихий звук. Потом догадались поставить враспор между концами древка крепкую палку. Такая конструкция уже была достаточно прочной.
Попутно выискивались способы усиления звука. Где-то прикрепляли к древку высушенные тыквы, где-то у арф появились деревянные долбленые резонаторы, закрытые тонкой декой, а некоторые арфы стали оснащаться резонаторами в виде продолговатых ящиков.
Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося книзу и снабженный плоской декой, выделываемой чаще всего из клёна, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (ввиду больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.
Арфа – один из самых мелодичных и гармоничных инструментов, который пользуется большим спросом как у слушателей из простого народа, так и из знати. Хотя простому народу не так уж и часто доводится услышать этот довольно дорогой инструмент во всей его красе. Обычно им приходится довольствоваться более простым и дешевым вариантом, обладающим жильными струнами вместо шелковых, и простым деревянным корпусом, вместо резного из драгоценных пород.
[float=left][/float] Ли́ра — струнный щипковый инструмент, подобный арфе. Чаще всего его можно увидеть в руках представителей вифрейской расы.
Корпус округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров
Согласно вифрейскому мифу, первую лиру изобрел Войлар. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Более поздние варианты лир обладали, как правило, семью струнами, которые изготавливались чаще всего из овечьих кишок. Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 и даже до 12 она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих. Кроме того, на лире довольно часто играли и женщины, поскольку она была особо тяжелой и не требовала большой физической силы. Техника игры на всех лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали.
Хотя лира обладает и не таким широким спектром звучания, как арфа, но никто не сможет не признать ее также одним из самых мелодичных инструментов.
[float=left][/float] Гусли — струнный щипковый инструмент, изобретённый людьми. Этот старинный аналог арфы и лиры стал уникальным инструментом, не похожим ни звучанием, ни внешним видом на своих предшественников. Гусли не нашли широкого распространения среди странствующих музыкантов и городского населения, однако ни одно деревенское празднество не обходится без бойкой игры гусляра «под танец» или «под драку».
Первые гусли представляли собой дощечки с натянутыми на них струнами, однако такой инструмент был очень тихим. Позже люди придумали собирать из дощечек ящик с полостью внутри – корпус гуслей, который играл роль резонатора. Лучшими древесными породами для изготовления гуслей считают клён и ель, используют также рябину и яблоню. На корпус с помощью специальных шпеньков натягивают металлические, реже жильные струны.
Играют на гуслях либо руками, либо с помощью костяного или деревянного медиатора. Существует несколько техник игры на этом инструменте. Первая подразумевает, что музыкант правой рукой задевает все струны («бряцает»), а левой гасит ненужные звуки. С помощью другой, щипковой техники, можно играть довольно мелодичные произведения, музыкант левой рукой защипывает басы, а правой – основную мелодию. Играют на гуслях сидя или стоя.
Широкое распространение получили два вида гуслей - это шлемовидные гусли и крыловидные.
Шлемовидные гусли – корпус в виде шлема или холма. Количество струн на такиъ гуслях колеблется от 10 до 25. Струны, как правило, жильные, а не металлические. Чаще всего на них играют дети или женщины, поскольку эти гусли имеют тихое и мягкое звучание и не требуют особых навыков от гусляра.
Крыловидные гусли – корпус в виде крыла, на который веерообразно натягивают от 5 до 15 металлических струн. Известные гусляры чаще всего используют именно этот вид гуслей за его звонкое громкое звучание.
[float=left][/float] Мандолина — это одна из разновидностей лютни, струнный щипковый музыкальный инструмент, родиной которого считается Шедим.
Когда возник Шедим, первые поселившиеся там люди принесли и общую людскую культуру, в том числе и музыкальные инструменты. Лютня, пользовавшаяся большой популярностью, не потеряла своих позиций и среди отступников. Однако с возникновением среди шедимцев своей собственной, уникальной культуры, старое постепенно уступало место новому. Никто, конечно, не изобретал колесо, поэтому были просто несколько изменены и усовершенствованны прежние достижения.
Форма нового инструмента постепенно изменялась. Во-первых, шейка становилась короче, во-вторых, корпус мандолины стал более округлый, выпуклый. Струн стало меньше, но крепились они всё так же, по парам. Преимущественно мандолина имеет четыре пар струн, реже встречаются мандолины с пятью и шестью струнами. Инструмент прижился среди шедимцев, и с тех пор устаревшая лютня всё реже и реже появлялась в руках этого народа.
Струны задеваются музыкантом в основном медиатором(чаще всего это костяной медиатор, реже металлический), а так же пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Мандолина — это универсальный инструмент, который прекрасно звучит как сольно, так и в аккомпанементе.
[float=left][/float] Скрипка — также людское изобретение, смычковый струнный музыкальный инструмент, нашедший любовь среди архонов. Точное время, когда появилась скрипка, неизвестно, как неизвестен и тот инструмент, послуживший основой для её создания. В давние времена существовало много похожих на скрипку инструментов, имеющих от одной до нескольких струн и на которых играли с помощью специального приспособления – смычка. Однако та скрипка, которая известна сейчас, появился недавно, и её распространение связано с несколькими семьями, которые практически одновременно стали изготавливать такие инструменты, доводя их форму и звучание до совершенства. Хорошие скрипки стоят очень больших денег, однако распространены и не очень дорогие инструменты, купить который может позволить себе и какой-нибудь бродячий музыкант. Скрипка состоит из двух частей: корпуса и грифа. Корпус инструмента уникален в своём роде и легко узнаваем в виду специфичности. По бокам корпуса имеются своеобразные выемки, называемые «талией». Такая структура очень удобна при игре на скрипке. Внутри корпуса помещают специальную душку, передающую вибрации. Без неё инструмент звучит не так ярко и живо. Каждую часть корпуса делают из разных пород дерева – клена, ели, есть элементы из красного и черного дерева. Отклонения от процедуры изготовления и местоположения элементов, а также формы корпуса сильно сказывается на звучании скрипки. Гриф изготавливают из черного дерева и изгибают так, чтобы при игре на скрипке смычок не задевал бы соседние струны. Струн в скрипке всего четыре, первая металлическая, остальные жильные (чаще всего кишечные). Смычок представляет собой деревянную трость с натянутым на неё конским волосом, который натирают канифолью. Существует несколько разных техник в постановке рук и держании смычка, которые развивались отдельно друг от друга.
[float=left][/float] Банджо — инструмент бродячих музыкантов, менестрелей, а также циркачей. Банджо струнный щипковый музыкальный инструмент, его создателем является конкретный человек, бродячий музыкант Николас Банджо. Его инструмент можно считать родственником одновременно мандолине и лютне, однако банджо имеет резкий звенящий звук, в отличии от более приглушенного звучания мандолины и лютни. Николас путешествовал со своим инструментом по всему Мистериуму, многие мечтали услышать, как он играет и поёт. Николас был основоположником отдельного жанра в музыке. Он отвергал возможности стать богатым человеком с помощью продажи своего изобретения, Ник мечтал просто дарить радость и смех своей публике. Однако жизнь его закончилось весьма печально – Николас заболел лепрой и спустя несколько лет умер в больнице для бедных. Его дело продолжил другой бродячий музыкант из рода вифреев, Феар, который привнес в игру на банджо множество техник и приемов, в том числе и игру с помощью «когтей»-плектров. Феар занимался популяризацией инструмента среди циркачей и менестрелей и добился в этом деле успеха. У банджо круглый деревянный или металлический корпус с натянутой на него, как у барабана, мембраной. Струн обычно четыре, реже бывает пять, все они металлические. Играют на банджо с помощью специальных металлических плектров – «когтей», которые надевают на большой, указательный и средний пальцы. Звучание банджо очень необычное, однако прекрасно сочетается с такими инструментами, как скрипка, поэтому в сочетании с ударными дарбукой и маракасами широко используется как ансамблевый инструмент.
Духовые инструменты:
[float=left][/float] Свирель — духовой инструмент, присущий эльфам. Эльфы, как наиболее чтящая природу раса, всегда хотели научиться издавать трели, подобные птичьим, что и послужило поводом для создания этого инструмента. Предшественником свирели, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую свирель, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.
Свирель изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: в основном из бузины, ивы, черемухи, реже из камыша, ягеля, коровки. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезывается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезывается от четыре до восьми отверстий.
В более древние времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом.
В отличие от других духовых инструментов, у свирели звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка.
[float=left][/float] Флейта — эльфийский и вифрейский деревянный духовой инструмент, обладающий высоким и пронзительным звучанием в верхнем регистре и мягким и шелестящим в нижнем. Прародительницей флейты, по всей видимости, является детская свистулька. Среди светлых эльфов распространены поперечные флейты. Она представляет собой цилиндрическую деревянную трубку, закрытую с одного конца, поэтому отверстие для вдувания воздуха находится на боковой части флейты. Имеется также система клапанов, флейтист закрывает то или иное отверстие для изменения звука. У эльфов есть красивая легенда, связанная с возникновением флейты. Говорят, что когда-то жил искусный эльф-музыкант, которому не было равных в игре на свирели. Он был прекрасным юношей, который пленял всех своей игрой и красотой. Однако была девушка, в которую он был безответно влюблен и которая никак не хотела принимать его чувства. Ей не нравилась свирель, она говорила, что это инструмент для пастуха, а не для такого изысканного молодого человека, как он. Тогда эльф трудился днями и ночами, чтобы создать для своей возлюбленной самый изящный инструмент, который бы звучал лучше свирели. Так родилась флейта. Однако и этот инструмент не удовлетворил своенравную красавицу. Эльф погрузился в печаль и больше никогда не прикасался ни к свирели, ни к флейте. Когда он умер, его брат взял в руки флейту и сыграл прощальную песню по брату. Красавица-эльфийка, услышав жалобный плач флейты, поняла, что её жестокость погубила юношу и его талант. Она пришла к месту его погребения и навсегда застыла в скорби и горе, обратившись в самшит, который считается лучшей породой дерева для изготовления флейты.
У вифреев распространены продольные флейты, которые имеют отверстия с обеих сторон корпуса и на которых играют, вдувая воздух в одно из отверстий. Как правило, имеется семь пальцевых отверстий на корпусе. Помимо самого корпуса, прикрепляется также мундштук на торце флейты, он-то и формирует звук, оставляя для прохождения воздуха небольшую щель.
[float=left][/float] Посох дождя — именно так звучит название замечательного духового музыкального инструмента, известного вифреям с древнейших времен. Этот инструмент имитирует звук текущей воды (дождя, ручья, прибоя и пр.).
Первоначально функция посоха дождя была связана, как предполагает его название, с обрядами призывания дождя. Использование посоха дождя, однако, не ограничивалось применением в ритуалах заклинания дождя, его также применяли для диагностики и лечения болезней, релаксации, расслабления и профилактики психических заболеваний, впрочем довольно безуспешно. Для производства посоха дождя используются сухие полые стволы растений. Наиболее распространенными из них являются кактус, борщевик, подсолнечник, бамбук, ротанг и пр. Технология производства посоха дождя весьма проста. В полую трубку во внутрь по спирали, образующей своего рода винтовую лестницу, забиваются стержни. Далее трубка наполняется различными сыпучими материалами: песком, камнями, высушенным семенами, крупами и пр. Оба конца трубки запечатываются, и инструмент готов к работе.
Для того, чтобы воспользоваться посохом дождя, не требуется каких то специальных навыков. Всё очень просто. Берется посох дождя и переворачивается вертикально как песочные часы. Когда инструмент переворачивается, семена внутри него начинают падать и, сталкиваясь с шипами и стенками инструмента, производят звук, напоминающий звук дождя или потока воды. Интенсивность звука варьируется в зависимости от угла наклона инструмента. Чем больше диаметр и длина посоха дождя, тем глубже, ровнее и дольше вызываемый им звук. С помощью небольших посохов дождя получают более сухой и звонкий звук. Чтобы создать более реалистичный эффект звука дождя, используется несколько посохов различного размера.
В наше время посох дождя превратился из атрибута религиозных церемоний и шаманских обрядов в незаменимый инструмент для исполнения музыки в природном стиле.
[float=left][/float] Труба — древний духовой музыкальный инструмент, с недавних пор получивший довольно широкое распространение как сольный и оркестровый инструмент. Труба известна довольно давно, раньше трубу использовали как сигнальный инструмент, поскольку она имеет звонкий ясный звук. Конечно, древние трубы были значительно меньше и проще нынешних, однако уже тогда музыканты ценили её и периодически использовали как дополнение к основному оркестру на военных парадах, рыцарских турнирах и праздничных шествиях. На трубах играли только специально обученные люди, попасть трубачом в военный оркестр было тяжело, однако они пользовались некоторыми привилегиями и уважением простых людей. Трубачи красиво наряжались, их было видно издалека, зачастую на военных парадах они шли первыми сразу же после знамён.
Сейчас труба один из тех инструментов, которые претерпевают изменения и усовершенствования. Гномы предлагали создание клапанного механизма, который бы позволил значительно расширить звуковой ряд инструмента, однако пока что такая труба уступает обычной по ряду параметров. На неё трудно играть, поскольку нужно задействовать обе руки (что довольно тяжело, учитывая вес инструмента), это вызывает нестройное звучание, несвойственное классической трубе. Люди же стали широко использовать трубу с кулисой – особой трубкой, передвигая которую музыкант достигает полного хроматического звукоряда (то есть ряда, построенного по полутонам). Такой инструмент имеет удивительное сходство с тембром человеческого голоса, что делает инструмент применимым для сопровождения пения.
[float=left][/float] Рог — древний духовой музыкальный инструмент, преимущественно из бараньего рога.
В древности рог использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Различают следующие виды звуков рога:
«тки’а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
«тки’а гдола» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).
«тру’а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней.
Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
«шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты.
Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
Изготовляется сей инструмент из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей. Наиболее часто используется именно рог барана.
[float=left][/float] Волынка — старинный духовой инструмент, распространенный среди северных народов людей.
Волынка представляет собой кожаный мешок, который, как правило, делается из телячьей или козьей шкуры. Этот своеобразный бурдюк наглухо зашит и имеет от одной до нескольких игральных трубок. Есть более короткая трубка, служащая для нагнетания воздуха в мешок. Также есть игральная трубка, называемая чантером, с помощью которой музыкант наигрывает основную мелодию. На чантере имеется несколько боковых отверстий, для игры музыкант зажимает их пальцами по типу других известных духовых инструментов (например, флейты). Одна или две другие трубы имеют название бурдоны и служат для настройки басов. Настраиваются бурдоны с помощью специальных поршней. Для игры на этом инструменте музыкант зажимает мешок под мышкой левой руки, нагнетает воздух в бурдюк и, сдавливая его, извлекает звук. Есть усовершенствованные волынки, где воздух нагнетает не с помощью трубки, а с помощью специальных мехов, они нашли распространение среди городского населения. Деревенские же музыканты до сих пор используют волынки с духовой трубкой.
Волынка традиционно считает одним из тех инструментов, которые послужили прототипом для создания органа. Игра на волынке, как на неё не посмотри, искусство не из легких. Музыкант должен обладать сильными объёмными легкими, хорошим чувством звука и тона, чтобы правильно настроить волынку.
Ударные инструменты:
[float=left][/float] Колокольчики — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, также излюбленный архонами.
Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.
Простые колокольчики представляют из себя набор расположенных по высоте звучания металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Применяемый диапазон колокольчиков: от третьей октавы - до пятой, на некоторых инструментах бывает и шире. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.
В клавишных колокольчиках пластинки заключены в деревянный корпус, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам. Клавишные колокольчики технически подвижнее простых, но проигрывают им в чистоте тембра.
Звук колокольчиков слабый, нежный, прозрачный.
[float=left][/float] Барабан — ударный инструмент, горячо любимый гномами и орками.
Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла, или даже глины.
Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов.
Большой барабан — обычно двухсторонний, реже односторонний. На нём играют массивной колотушкой с мягким наконечником. Звук его — сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки. Главное назначение большого барабана — одиночные удары .
Малый барабан — с двумя мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (от 10 до 34 в зависимости от применения), которые придают звуку сухой рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Играют на нём двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. Применяются также удары по ободу.
[float=left][/float] Гонг — древний ударный инструмент, считающийся изобретением гномов, а ныне используемый практически повсеместно.
Гонг представляет собой вогнутую металлическую пластину, форма и размеры которой влияют на качество и характеристики извлекаемого звука. Инструмент обладает тяжелым раскатистым тембром, однако возможно получить и более мелодичное звучание. Для игры на гонге используют колотушки. Обычно, чем больше инструмент, тем больше и мягче должна быть колотушка. Изготавливают их из кожи или ткани и насаживают на деревянную ручку. Также в качестве колотушки иногда используют своеобразные металлические «молоточки». Гонг изготавливают из сплава, основу которого составляет медь. Используя примеси других металлов (например, латуни или олова), можно получить довольно широкий диапазон звучания данного инструмента. Гонги обычно подвесные, подставку для гонга изготавливают из дерева.
Гонг издревле использовался гномами, наряду с рогом и барабанами, в качестве сигнального инструмента, удары гонга извещали, как правило, об очень важных и значимых событиях. Гонги сопровождали гномов на войну и в походы, использовались в религиозных обрядах и на крупных праздниках. Считалось, что звук гонга символизирует удары молота Великого Кузнеца, Забытого Бога гномов.
Имеется несколько основных разновидностей гонга.
Большой гонг (традиционный) – большой (в диаметре до метра) гонг, издающий раскатистый тяжёлый звук, если ударять колотушкой по центру, и более тихий и высокий, если ударять по краям.
«Сосковой гонг» – назван так потому, что в центре гонга имеется «сосок» - возвышение, которое изготавливают из сплава, отличного от сплава самого гонга. При ударе по «соску» гонг даёт высокий чистый звук, из тела гонга извлекают более низкие и гулкие звуки.
Гонги «гор» - это набор небольших по размеру гонгов, выполненных из разных металлов, однако имеющих похожую форму. Края гонга загнуты, в центре имеется небольшое возвышение, но не такое, как у соскового гонга, а как бы усеченное. На таких гонгах играют деревянными палочками и чаще всего используют в музыке, поскольку эти инструменты способны давать чистые звуки практически без призвуков (обертонов).
[float=left][/float] Медные тарелки — ещё один весьма популярный музыкальный инструмент, получивший признание среди гномов и людей. Медные тарелки – очень древний инструмент, и никто не берется сказать, кто именно создал его впервые. Логичнее всего предполагать, что это были испытывающие слабость к ударным инструментам гномы, а уже после медные тарелки перекочевали в быт и культуру людей, где были усовершенствованы и приняли всем известный вид.
Медные тарелки представляют собой диск из сплавов меди и других металлов. Они имеют выпуклую форму, которая достигается путем специального литья и последующей ковки. Основные сплавы, которые используют для изготовления тарелок: бронза (сплав меди и олова), латунь (сплав меди и цинка), нейзильбер (сплав меди, никеля и цинка).
Медные тарелки – инструмент особенный. Его используют по торжественным и значимым случаям – военные парады, похороны важных персон и прочие не менее значимые события. Играют на медных тарелках несколькими способами: с помощью деревянных или металлических палочек, колотушек, но чаще всего используют парные тарелки, извлекая звук путем удара их друг об друга. Заканчивать игру на тарелках следует, прикладывая их к груди. Во-первых, это быстро погашает звук и нежелательные обертоны, а во-вторых это символизирует щит, который кладут павшим воинам на грудь. Медные тарелки имеют резкий дребезжащий звук при сильном ударе их друг об друга, и мягкий шелестящий при игре в пиано.
[float=left][/float] Маракасы — один из ударно-шумовых инструментов, распространенный среди вифреев.
Маракас (или, если говорить правильно, марака) корнями восходит к погремушкам, которые вифреи создавали для своих маленьких детей. В небольших тыковках – плодах горлянкового дерева – удаляли мякоть, затем заготовку сушили, наполняли галькой или мелкими семенами и подвешивали - погремушка готова. Для детей постарше, способных уже держать игрушки в руках, прикрепляли ручку - так получился маракас. Позже маракасы стали использоваться в ритуальных танцах и в народной музыке вифреев, сопровождая различные празднества. Сейчас маракасы до сих пор пользуются огромной популярностью среди вифреев, однако в связи с довольно обширными связями с другими культурами, этот инструмент теперь можно увидеть и на улицах Торговой Лиги, и во время Праздника Маскарада в Нур’Цураге.
В современных маракасах ручка съемная, это сделано для того, чтобы можно было убирать или добавлять наполнитель для изменения звука. Если крутить маракасы по кругу, получается шипящий или даже журчащий звук, если же трясти ими из стороны в сторону, то звук будет более четким и ритмичным. Тыковку часто украшают различными цветными рисунками с мифологической или бытовой тематикой, иногда вырезают узоры.
Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
[float=left][/float] Тонги — излюбленный инструмент вифреев, среди людей известный как «щелевой барабан».
Изготавливают его из бамбука или дерева. Из растения выдалбливают цельный корпус, затем прорезают в нём щели, которые служат своеобразным резонатором. Играют на тонги с помощью пальцев или специальных палочек со стеклянным наконечником.
Среди людей стал распространен несколько другой вариант тонги. Людям довольно тяжело найти походящее дерево для изготовления такого барабана, поэтому все элементы корпуса отдельно они вырезают по отдельности, а затем просто склеивают детали вместе. Верхняя, рабочая панель, несколько отличается от аналогичной у вифреев. Она представляет собой пластинку с вырезанными округлыми выступами, «языками».
Тонги имеет по-настоящему волшебное, ни на что не похожее звучание. Звук тонги мягкий и тихий, напоминает звук капли, падающей в воду.
[float=left][/float] Дарбука — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан.
Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто кожаной мембраной.
Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья кожа. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).
Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические тарелочки, позвякивающие при игре.
Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные.
Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма.
Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой.
[float=left][/float] Лита́вры — старинный ударный музыкальный инструмент с музыкальным интервалом равным октаве или ноне, в зависимости от разновидности.
Литавры представляют собой систему из двух или более (до семи максимум) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей, а нижняя часть может иметь отверстие. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, который варьируется от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента. Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах. На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестрах чаще всего используют пару литавр.
[float=left][/float] Кашиши — ударный инструмент, широко распространенный в культуре орков.
Кашиши представляет собой две плетеные из соломы корзинки с плоским дном, внутрь которых насыпают зерна или орехи. Есть корзинка побольше – она задаёт основной ритм и звучит, как правило, громче за счет использования крупнозернистого наполнителя (орехи с деревянистой кожурой). Маленькая корзинка используется в дополнение к большой и создает фон, туда насыпают более мелкий наполнитель. Реже используют парные корзинки одинакового размера с различными или же идентичными наполнителями.
Кашиши – это тот инструмент, на котором играют, как правило, женщины. Они же его изготавливают, а также нередко используют как место хранения зерна и орехов. Корзинки обычно ярко раскрашены, имеет какие-то дополнительные, украшающие его детали. Кашиши широко используют в ритуальной музыке и как сопровождающий инструмент для танцев.
[float=left][/float] Бу́бен — еще один излюбленный ударный музыкальный инструмент орков, неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Изначально бубны использовались шаманами орков в ритуальных танцах и на различных празднествах, однако ко временем бубны так же стали использоваться и людьми, а позже - и вифреями.
Бубны существуют двух типов. Первый, народный, представляет из себя деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной. Именно такие бубны чаще всего встречаются у орков и вифреев. Второй тип - оркестровый бубен, распространённый преимущественно у людей, с кожаной мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.
Обычно бубны издают глухой громкий звук, если бубен с колокольчиками – к нему прибавляется дребезжание более высоких звуков.
Клавишные инструменты:
[float=left][/float] Баян — язычковый кнопочно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Басы ‒ в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды ‒ мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) ‒ имеются во всех тональностях.
Баян состоит из трёх частей - правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.
Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосные баяны, определяемые по количеству максимального числа одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши правой клавиатуры (регистры). Клавиши для переключения регистров могут располагаться как возле правой клавиатуры для переключения рукой, так и вверху правого полукорпуса для нажатия их подбородком.
Баян со своим глубоким, насыщенным звуком, способен передать всю гамму чувств — от абсолютной печали до необузданного веселья. Баян относится к сравнительно маленькой группе инструментов, обладающих широким звуковым охватом и способных исполнять полноценные композиции как соло-инструмент.
[float=left][/float] Клавесин — относительно недавно изобретенный клавишный струнный инструмент с щипковым способом извлечения звука.
Этот инструмент распространен среди людей, позволить его себе могут только аристократы и очень богатые люди. Иногда его используют также светлые эльфы. Предшественник клавесина – гусли – был недостаточно хорош для исполнения замысловатых мелодий, поскольку метод защипывания довольно сложный и не каждый сможет научиться этому. Тогда корпус гуслей стали увеличивать, увеличивалось и количество струн и громкость, музыкантам стало проще защипывать струны. Позже для увеличения скорости игры и в связи с увеличением размеров нового инструмента придумали механизм, позволяющий извлекать звук посредством нажатия на клавиши, а не методом непосредственного воздействия на струны. Так родился клавесин.
Клавесин имеет свои преимущества – он достаточно громкий, извлекаемый звук отличается четкостью, прекрасно сочетается со многими инструментами, а также хорошо подходит для аккомпанирования в вокальных произведениях. Однако имеет он и свои минусы – громкость звука нельзя изменять путем более сильного или более мягкого нажатия на клавиши (для этого необходимо использовать ручные переключатели и педали), сложный механизм требует постоянного внимания мастера, а делают такие инструменты редко и чаще всего на заказ.
Корпус клавесина изготавливают из кипариса или дуба, форма корпуса крыловидная и связано это с тем, что струны инструмента имеют одинаковую толщину, но разную длину. Очень редко встречаются клавесины с прямоугольным или квадратным корпусом. Клавиши изготавливают из кости, а язычки, дергающие за струны, из кожи или ороговевших птичьих перьев. Клавесины, как правило, очень богато украшенные инструменты – их инкрустируют золотом, серебром, драгоценными камнями, а также расписывают.
[float=left][/float] Клавикорд — небольшой клавишно-струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент. Первоначально клавикорд имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе, но позднее корпус был снабжён ножками. Размеры клавикорда колеблются от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной до 1,5 метров. Звук у клавикорда извлекается благодаря тангентной механике. В конце клавиши у клавикорда укреплён металлический штифт с плоской головкой — тангент, который при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на две части:
1. Свободно вибрирующую и издающую звук;
2. Заглушённую мягкой оплёткой.
В зависимости от места касания тангента одна и та же струна могла издавать звук разной высоты.
Иногда нижняя октава клавикорда бывает укороченной — частично диатонической. Теплота и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента обуславливаются особенным способом звукоизвлечения — осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише. Чуть покачивая нажатую клавишу, можно придать звуку вибрацию. Этот прием стал характерным исполнительским способом игры на клавикорде, который невозможен на других клавишных инструментах.
[float=left][/float] Фисгармония — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, распространенные среди эльфов. Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
В средней части корпуса фисгармонии расположена клавиатура, под которой находятся створки и педали. Педали управляются ступнями музыканта, а створки – коленями. В этом и заключается «изюминка» инструмента. В игре участвуют не только руки, но и ноги. Створки нужны для изменения динамических оттенков звучания.
Этот музыкальный инструмент отличается своей масштабностью, он даже отчасти громоздок. Так, высота фисгармонии может достигать полутора метров, а ширина может быть около одного метра тридцати сантиметров. Кроме того, существует переносной тип фисгармонии, которые обычно именуется гармоникой - более меньших размеров, переносной инструмент, воздух в котором нагнетается ручными мехами с помощью одной руки, а другой рукою исполнитель играет на инструменте.
Фисгармония относится к классу аэрофонов. Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Имеет свободно проскакивающие металлические язычки, которые приводятся в колебательное движение воздушной струёй, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель попеременно нажимает две широкие педали в нижней части фисгармонии.
Тональный диапазон инструмента довольно обширный и достигает пяти октав. Это позволяет исполнять не только классические программные произведения, но и при необходимости прибегать к различным импровизациям.
[float=left][/float] Орган — один из древнейших клавишно-духовых инструментов, происхождение и развитие которого связано сразу с двумя расами – людьми и гномами. Орган, несомненно, самый удивительный, самый большой из инструментов Мистериума, обладающий очень мощным и величественным звучанием. Его прародителями считаются ныне уже не очень популярная волынка, а также эльфийская свирель. Людям пришла в голову идея совместить эти два инструмента, чтобы извлекать звуки не с помощью силы своих легких, а посредством специальных мехов, нагнетающих воздух в трубы. Инструмент стал больше и мощнее, но ему не хватало простоты использования: клавиши делали широкими, а звук извлекали только ударом кулака по клавише. Для людей такой грубый способ работы с инструментом очень скоро надоел, а вот гномам он пришелся по душе – прародитель органа отправился на доработку к ним. Именно гномы довели механику органа до совершенства: ввели ножные педали, регистры (или тумблеры, переключением которых можно добиться качественно иного звука), с помощью хитроумных механизмов сделали игру на мануале (клавиатуре) более удобной – теперь не приходилось бить кулаком, можно было играть так же, как и на клавесине. Орган, наверное, самая тонкая и самая интересная из всех работ гномов. Конструкция органа очень сложна. В мире существует не так много органов, поскольку до сих пор основными изготовителями этих инструментов являются гномы. Создать все элементы инструмента, настроить его и поддерживать в рабочем состоянии – весьма тяжелая трудоемкая работа, и далеко не каждому она под силу. Несмотря на то, что гномы обучили этому искусству людей, те так и не стали по-настоящему хороши в изготовлении органа. Однако нет композиторов, пишущих органную музыку, более утонченных и искусных, чем люди. Орган – это целый оркестр, позволить его себе могут немногие. В основном это храмы и монастыри, посвященные богу света Инносу. Органы имеются также среди коронованных персон и некоторых людей из высшей знати. Музыкантов-органистов учат игре на органе с самого детства. Это должен быть обязательно мальчик, с длинными пальцами и сильными ногами. Кандидатов в музыканты проверяют на наличие слуха (желательно, чтобы он был абсолютным), координацию движений, чувство ритма и размера. Люди, играющие на органе, как правило, мультиинструменталисты, потому что до органа они обучаются искусству игре на клавесине, флейте и других инструментах.
Отредактировано Artemis Moriel (2014-10-11 21:14:29)