За полдень. За окном было солнечно. Погода в эти дни менялась как-то хаотично, от сухой и жаркой до облачной и дождливой. Сейчас свет наполнял этот кабинет, но уже скоро снаружи может быть пасмурно. Не то чтобы это что-то меняло для урока.
Уже не первый раз (за время его работы, по крайней мере) алхимики пересмотрели план по лабораторным работам на год настолько кардинально, что на подготовку ушло сильно больше времени, чем планировалось. К счастью, первые месяцы все равно шли так же, как и раньше, так что план будет исполнен, ценой всего лишь усилий нескольких работников, которые могли быть потрачены на что-то еще. Включение в программу усыпляющих составов потребовало перепланировать одно помещение целиком для учета вытяжки, и это не считая всей кутерьмы с тестовыми животными. Один раз, говорили, что-то там чуть не взлетело на воздух.
И еще эта шумиха с эхинопсами. Севриналь, не особо связанный с растениями или слухами среди студентов, полагал, что дальше все пойдет без происшествий, не зная, что ждет академию в этот год. Но сейчас, после работы над чертежами и реализацией новой версии лаборатории №11, он наконец мог вернуться к своей прочей деятельности. Дополнительные курсы в этом году будут не очень насыщены, он полагал, но темный эльф же всегда включал в них много мелких тем, не обязательных для общего понимания материала. В этом вся суть побочных занятий: добавляй побольше ответвлений, и ожидай урезать их по мере появления более важной работы.
Но потерять столько недель с самого начала звучало не очень хорошо. И потому пришлось страдать, в частности, этому курсу. Но все-таки сегодня геомант начал первое занятие по этой теме в году.
Все дощечки со схемами-примерами были сложены на столе в нужном порядке. Надпись на доске гласила: «Рунные механизмы: структура управляющей панели», чтобы никто не спрашивал. Первый из нескольких, пожалуй, самый простой в плане магии, но часто самый сложный в понимании. Проблемой был его логический аппарат. Строго говоря, в прочих частях все еще хуже, но это обычно было первое для учеников знакомство с абстракциями вообще, что требовало времени на усвоение.
Последняя недостающая деталь — ученики. В начале года они обычно охотно ходили на дополнительные занятия, потом — смотря насколько увлеклись, но начало года уже прошло, к сожалению. Посещаемость среди первого—второго курса уже была невелика. Да, Севриналь не видел разницы, какой курс, его занятия все равно были далеки от основной программы. Но чем раньше, тем лучше, ведь тем много, а лет мало.
С началом занятия геомант поднял голову, оглядел аудиторию и встал. Но вместо того, чтобы что-то им говорить, подождал пару минут для опоздавших. Он не любил опоздания на обязательные занятия, но с этим курсом время не было большой проблемой. Несколько раз он прошелся из угла в угол перед доской, думая, как и до этого, о том, как можно переделать эту штуку для G12. Но пора было и начать.
– Добрый день. Хорошая погода на улице, не так ли? - ровным, уверенным голосом начал он. - Самое время погулять. И вот почему вас тут так много, так ведь? - На этой фразе улыбка была на всем его лице, легкая, добрая, простая. - Но все же начнем наше занятие. Если кто-то пришел не туда, можете идти. - Не то чтобы кто-то мог, с этой надписью-то.
Меня зовут Севриналь. Я работаю с рунами, зельями, големами, много чем еще, веду несколько различных спецкурсов. Если вам что-то нужно от меня, советую искать в лабораториях. Итак, наша тема. Рунные механизмы. Она разбита на много курсов, сейчас мы с вами обсуждаем лишь конструкцию того, что принято называть панелью управления. Ну что же, кто может предположить, как именно с помощью рун можно организовать удобный способ подачи команд нашей предполагаемой рунной машине?
№1: 25 октября 17083 года — Севриналь, Винсент.
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12016-06-12 01:32:06
Поделиться22016-06-15 16:38:50
Что может быть лучше дополнительных занятий сразу после утренних основных? Мало что, если занятие интересное и увлекательное. Винсент же пока не мог чего-то точно сказать на этот счет. Знал о магии он не так уж и много и с некоторыми вещами в Аклории знакомился впервые, даже не смотря на достойное домашнее обучение - все же, дома учил по большему счету именно основы основ мистики и эфирологии, не особенно углубляясь в сложные детали. Что такое руны и как ими пользоваться? На этот вопрос Михаэлис затруднился бы дать ответ. Он знал, что бывают различные магические руны, что в них можно заключать силу магии и всякое такое, но это в общих чертах. В свое время мама предлагала уделить некоторое внимание рунам, но Михаэлису было более интересно развивать свои магические способности, а не широту теоретических знаний, а потому с этим повременилось до поры. Теперь предстояло исправить оплошность.
Винсент решил записаться на по меньшей мере половину дополнительных курсов, что так или иначе звучали интересно. С чего бы вдруг? Дикий энтузиазм и резко налетевшее желание все знать заставили записать себе в тетрадочку номера аудиторий/кабинетов/других помещений, а так же время первых занятий доброй половины всего того, что смогло пошевелить интерес юного адепта. Теперь приходилось разгребаться с этим, так как уже после третьего занятия такого внезапно выяснил, что не все выбранные им дополнительные такие уж дико интересные. Да еще и времени едва на все хватало, а ведь отдыхать тоже нужно. Хорошо, что никто не убивает, если решаешь больше не ходить на те или иные неосновные занятия. Жаль так нельзя было сделать и с некоторыми основными, но тут уж ничего не поделаешь. В прочем, насчет рун у Михаэлиса была надежда - почитав до этого какой-то учебник, случайно найденный в библиотеке и взятый почитать, вызвал не малый интерес, так что в этом плане юноша был полон оптимистических надежд.
«Темный эльф!» - парень еще не привык к такому многообразию представителей разных рас, что в первые дни просто выбивало в дикий восторг смешанный с ощущением собственной никчемности на фоне более одаренных магически существ. Что светлые эльфы, что темные - наверняка каждый маг из этих эльфийских рас превосходил в разы магов людей! Возможность жить не век, а века - это же возможность достичь самых глубин магии, освоить то, что никогда не освоить короткоживущим. Такой расклад малость огорчал, но Михаэлис вот уж на этом не стал зацикливаться. Зацикливаться и так хватало на чем, в общем-то. Первые слова эльфа парень прослушал, вглядываясь в фигуру профессора. Вообще-то, он не был первым встреченным юношей эльфом и даже не первый увиденный темный эльф, но все же какое-то трепетное чувство профессор эльфийской расы пробуждал в душе юного адепта. Чувство чего-то внеземного, беспредельно мудрого и заоблачно могущественного. «Как много специальностей... Оно и понятно - эльф же. А я и не знал, что големов выделяют как некое отдельное направление. Один из видов заклятий призыва, а оказывается все так серьёзно. Интересно, а он ведет занятия по големам? Было ли у нас в списках что-то такое? Или первому курсу пока не положено? Жаль, это явно не по моей части. А что, если есть курсы по элементалям? Надо будет знать, вот это мне может быть весьма полезно... Интересно, что за управляющая панель такая?..»
Михаэлис оказался сбит с толку. Вопрос профессора был понят не сразу, а раза с пятого, пока мыслительный процесс завершил свои тяжкие потуги. Сначала парень вообще не так понял вопрос, почему-то решив, что спрашивают о том, как осуществляется подача команды, а не вопрос о том, как осуществить удобный способ этого процесса. Лишь на середине мудрёных измышлений парня осенило - а вопрос-то у нас, дружок, иной совсем! Парень был готов треснуться со всего маху об стол, если бы не последующий за этим шум, а так же банально неприятные болевые ощущения. Пришлось отказаться от этого. «Самый удобный? Голосовой? Кажется, руны могут быть активированы голосовой командой, своего рода магическим словом. Если же привязать к рунам или системе рун различные варианты словесных команд, каждая на определенную функцию? Тогда возможно будет осуществлять управление рунной машиной, произнося нужные команды, заставляя срабатывать нужное же руническое заклятье и осуществлять выполнение нужной команды.» - парень поспешил оглядеться на думающих студентов. Быть может, кто-то уже был готов дать ответ? Винсент еще не совсем, даже прокрутив свой вариант в голове два раза, юноша все еще не был уверен в своем варианте ответа. Стоило ли вообще рисковать и высовываться, если можешь оказаться не прав? Да и может, профессор нечто иное совершенно имел в виду? Или то, что хочет сказать Винсент - совершенно глупо и уж явно не "самый удобный способ"? Множество вопросов завихрились в голове, лишь больше вызывая уверенность в том, что не стоит пока отвечать.
Поделиться32016-06-18 23:56:18
Конечно, на такой вопрос ответить было сложно. Предложить способ, в принципе, можно и с ходу, но вот сформулировать идею, которая будет работать всегда и везде — дело долгих исследований с последующей обработкой в попытках собрать фактически целую теорию. Дать хороший ответ можно только зная его, а те, кто так или иначе знали о предмете достаточно, также знали, что ответ не умещается даже в один урок. Среди нескольких предложений от наиболее смелых учеников, к сожалению, никогда не было конструктивных. Просто не тот подход. Но самое главное было задать вопрос.
– На самом деле, отвечая на этот вопрос, нужно помнить условия, в которых мы работаем, - неспешно начал геомант свое повествование. - Для начала, положим, что у нас есть знания о рунах как таковых. Как именно работают сами руны — материал не нашего курса, конечно же. Основные принципы вы узнаете в процессе обучения в этой академии, но действительно глубокое изучение достаточно сложно, так что с ним вы если и встретитесь, то не скоро. Ну а мы не будем задумываться над отдельными рунами. В каждом случае просто будем считать, что у нас есть некая руна с тем или иным эффектом.
- Но поскольку действие одной руны часто узконаправленно, то для совершения сложных операций нам приходится применять что-то более сложное, чем одна руна. Часто хорошим орудием является наш разум, но иногда желательно, чтобы некие действия совершались без нашего участия. Например, никто не хочет целый день собственноручно опускать тяжелую горную породу в жидкий огонь сложного состава, а затем руками же доставать все, что не выгорело. Это очень опасно для здоровья. И тогда для решения подобной проблемы создается целая система из рун, которую принято называть рунным механизмом. Обычно это позволяет производить какие-то действия путем простой активации. - на этом Севриналь поднял первый свой пример, показывая классу его лицевую сторону. - Вот например. Всего две руны, питание эфиром света от одного кристалла маны, но может выполнять целых три задачи. А именно, красный свет, синий свет и фиолетовый свет. - Показательно активировать прикосновением один узор, позволить всем полюбоваться сияющим красным шариком над пластиной, так же выключить, включить второй узор. Затем, конечно же, включить и первый. Эти фокусы с цветом были далеко не простые, но в рамках темы занятия это не имеет значения. Выключить второй, затем первый. - Плюс очень распространенная задача «ничего не делать».
- Но в работе же применяются структуры намного более сложные, и изучать каждую в отдельности просто бессмысленно. Вот почему существуют стандарты, благодаря которым большинство реально существующих механизмов можно описывать в общих чертах. И наша с вами задача — изучение именно структуры рунных схем в целом. Так уж сложилось, что на данный момент в широком использовании лишь один подход к конструированию, на котором мы и сосредоточимся. Если вы займетесь некоторыми областями эфирологии, вам понадобится ознакомиться и с другими методами, но это по большей части лежит за пределами нашей текущей задачи.
– Итак. Согласно так называемому авто-методу, рунный механизм строится как объединение раздельных частей, каждая со своими принципами работы. Сейчас мы с вами изучаем лишь так называемую панель управления. Это, конечно же, элемент, позволяющий нам отдавать команды, но это не все. Во-первых, логично, что панель также следует сопроводить неким способом отслеживать состояние схемы, не обращаясь к другим частям. В простом случае, когда возможных команд немного, мы можем отслеживать поведение по тому, какие руны активны, - геомант снова поднял тот же пример, включил красный свет, ладонью закрыл шарик от аудитории, позволяя увидеть сияние самой руны. - Вот здесь, например. Просто понять, даже если свет создавался бы не здесь, а в другом помещении, в которое нельзя заглянуть. - На этом Севриналь выключил прибор и отложил в сторону. - Но иногда этого недостаточно.
– Еще более важный пункт — механика передачи команды дальше. Существуют несколько общепринятых систем записи и чтения команд через руны. Но их полное изучение включено в нашу программу как часть другого курса. Я полагаю, с названием «Рунные механизмы: запись и распознавание информации» сложно не найти его. В рамках текущей темы мы не будем углубляться в это, но обязательно упомянем базовые принципы, когда будем говорить про соответствующую деталь панели управления. Без этого никуда.
— В рамках авто-метода применяется следующая модель: механизм целиком и каждая его часть в отдельности есть так называемые автоматы. Автомат, с нашей точки зрения, есть нечто, обладающее определенными свойствами. А именно, у автомата есть набор состояний, в которых он может находиться. А также набор команд, которые ему можно подать. И наконец, третий элемент, связывающий первые два. Кто сможет указать его? - Это уже был четко поставленный вопрос. Часто спустя пару попыток на него отвечали.
Поделиться42016-07-11 22:30:46
Кто-то из студентов пытался ответить, но в целом, так и не было получено учителем того самого ответа, что мог бы оказаться именно тем, который желал ответить профессор. Если он вообще ожидал, что кто-то из собравшихся студентов сможет ответить на этот вопрос, ведь если судить по словам темного эльфа ответить было весьма непросто. Был ли кто из присутствующих сведущ в вопросе рун, разбирался ли кто хотя бы в малейших вопросах руноделия? Винсенту подумалось, что он здесь единственный сидит глупый и не знающий о рунах ничего толком. По крайней мере некоторые попытались ответить, когда он предпочел отсидеться молчаливо. Оглядываясь по сторонам, Михаэлис тем не менее продолжал слушать профессора, но так как пока вполне все укладывалось в голове постепенно, записывать нужды не видел. Профессор продолжал объяснять и вот настал момент наглядной демонстрации, что тут же вызвало всплеск особого интереса - возможность увидеть руническую систему в работе в реальных условиях. «Всего две руны и аж три цвета? Но как он тогда... Хм. Может... В этом и есть суть комбинирования рунных символов для создания различных вариаций команд при меньших затратах?» Загорелся красный свет и парень внимательно смотрелся в него. Мигнуло и теперь цвет изменился на синий. «Ага, кажется я начинаю понимать. Мы имеем руну на красный свет и руну на синий свет, но есть включить сразу обе - получаем фиолетовый. Интересненько. Но как это реализовать с чем-то менее простым? Например, та же система для выполнения расплава металлов.» Учитель продолжал и становилось все интересней.
И вот последовал новый вопрос. Теперь Винсент был куда более серьёзно настроен ответить - не хотелось ему просто отсиживаться и пусть спрятаться и оставаться для всех незаметным было весьма желанным в виду стремления не привлекать к себе внимание, но все же и было некое затаённое желание показать себя. «Итак, Михаэлис, думаем. Автомат - как сам механизм целиком, так и каждая его отдельная часть. Этот автомат имеет три свойства. Первое - состояние. Активен, не активен. Набор команд - это второе. И третий, что объединяет состояние и набор команд. Набор команд - это включиться и отключиться, верно? Значит состояние - активна руна или нет. Что тогда будет третьим, объединяющим свойством? Программа, заложенная в автомат? Не, не то. Может... Свойство, некая функция перехода состояния от одного к другому? То есть, если у автомата есть набор команд и есть набор свойств, объединяющим фактором будет свойство, позволяющее переключать состояния за счет подачи соответствующих команд. Так ведь?» Оглядев аудиторию, парень осторожно поднял руку, все же решаясь ответить. Пусть и подозревал, что может ошибиться. Лишь когда учитель обратит внимание и позволит ответить, юноша поднимется, при этом мельком оглядывая сокурсников, после чего взглянет прямо на учителя.
- Мм, я думаю, может третьим свойством является функция перехода? То есть свойство, позволяющее при получении определенной команды задать определенное состояние для нашего механизма, - не столько ответил, сколько высказал несмелое предположение, ибо очень уж не был уверен в своем ответе и правильном понимании обсуждаемого предмета. «Ну, надеюсь хоть не совсем далеко я от истины попал,» - нервно подумалось юноше.
Поделиться52016-07-17 21:48:37
Одни ученики еще переосмысливали увиденное и услышанное. Для кого-то это все просто было в новинку, некоторые же были излишне впечатлительные, кто-то не отличался сообразительностью. Но другие уже проворно собирали из сообщенных мыслей новые, почти для всех из них, идеи, и наиболее храбрые даже высказывали предполагаемые ответы.
– Набор совершаемых действий? Как… что делает автомат в каждом состоянии в зависимости от данной команды? - говорил высокий, светловолосый студент, курса второго-третьего. Пока это было самое близкое к ответу.
— Точнее, - это слово должно было указать, что истина уже где-то рядом, нужно лишь сузить идею в каком-то месте, но студент задумался и договаривать не спешил. Видимо, фразу учителя можно было понять более чем одним способом. Не очень хорошо, но договаривать темный эльф не стал, опасаясь дать слишком значительную подсказку. Сделав в голове заметку на будущее, он вместо этого дал слово другому ученику.
- Мм, я думаю, может третьим свойством является функция перехода? То есть свойство, позволяющее при получении определенной команды задать определенное состояние для нашего механизма, - этого в сочетании с предыдущим ответом было достаточно. И, использование слов «функция перехода» уже фактически гарантировало, что кто-то как минимум имел знакомство с предметом. Ну и хорошо.
– Спасибо за это уточнение, - и геомант вернулся к повествованию:
— Итак, как когда-то говорил мне один мудрый наставник, учите слова. Функцией перехода называется правило, которое определяет новое состояние автомата, исходя из текущего состояния и поданной команды.
— Достаточно простые автоматы очень удобно описывать так называемой диаграммой состояний. Чтобы понять, что это такое, возьмем один простой пример — для той схемки, что вы уже наблюдали в действии. Как мы видели, она имеет четыре состояния. Начальное состояние принято обозначать буквой e. Обратите внимание: в некоторых системах выключенное состояние, то есть «неактивен и ожидает включения», и начальное состояние, то есть «готов к работе, но еще ничего не делает» - это разные вещи. В таком случае выключенное состояние обычно обозначают «o», а начальное — «e». Что же до других состояний, допустим, мы обозначим синий свет как g1, красный как g2, и фиолетовый как g3. Еще одна важная мелочь: мы, конечно, можем обозначить и по-другому, но если вы не хотите запутаться, всегда четко указывайте, какие именно обозначения вы используете.
— Итак, возможные состояния обозначаются на рисунке точками. Расположение выбирается поудобнее, в данном случае обычно рисуют вот так. - взяв мел, Севриналь простым сдвигом масс минерала заострил его и отметил на доске четыре точки и обозначил их, g3 напротив e. – Также у нас есть две команды. Пусть x1 есть включение «синей» руны, x2 – «красной». Действие команды на состояние изображается подписанной стрелкой к новому состоянию, вот так, - и геомант нарисовал восемь изогнутых стрел, две на точку, после чего отошел в сторону, позволяя ученикам рассмотреть результат:
— Возьмем еще один пример, - еще одна дощечка была поднята со стола и представлена классу. Она была большая, чтобы ее можно было видеть, и достаточно тяжелая, так что Севриналь использовал стол в качестве опоры. - Здесь, помимо магии, мы активно используем чистую механику. Как мы видим, в плоскости пластины находится треугольник из стеклянных трубок. В нем у нас находятся шесть одинаковых медных шариков и деревянная вертушка, присоединенная к сложной штуке, устройство которой мы считаем неинтересным. В начальном положении шарики собраны в нижней стороне треугольника. Шарики крупные, так что вмещаются только один за другим. Нижняя сторона слегка наклонена к горизонтали, так что если шарик в нижней вершине убрать, на его место встанет новый. Под вершиной же находится руна, питаемая эфиром металла. При активации она толкает шарик из вершины вверх до упора, после чего он падает на другую сторону. Прочие шарики не могут двинуться, над ними стекло. - На этом эльф ткнул пальцем в руну, посылая шарик вверх, через верхнюю точку, затем по третьей стороне и на лопасть вертушки, расположенной в третьей вершине, тогда как прочие шарики сдвинулись ниже по почти горизонтальной нижней стороне, как положено. - Эта вертушка закреплена хитрым способом, не связанным с магией, и способна удержать шарик в таком положении. Повторим, - еще четыре активации руны. Всего один шарик внизу, пять — колонной на лопасти. - Но вот шесть шариков она уже не выдержит. Механизм построен так, что при этом сначала все шесть шариков пройдут вниз, а затем вертушка придет в положение устойчивости, тем самым система вернулась в начало. - Одно нажатие, шарик полетел, затем все шарики вернулись в нижнюю сторону, согласно обещанию. Еще пять нажатий — и пять шариков на лопасти, которая после того прорыва так и не повернулась. И еще раз вернуть в начальное состояние. - Кто сможет описать диаграмму состояний этой схемы?
Поделиться62016-08-28 16:33:10
- Спасибо за это уточнение, - юноша выдохнул, успокоившись - похоже, он все же оказался прав. Заработав для себя небольшой плюсик, студент немного более уверенно чувствовал себя, малость воодушевленный тем, что таки не оказался неправ в своих суждениях. Учитель озвучил более точную формулировку определения и Михаэлис поспешил записать ее и прочесть трижды для закрепления в памяти.
Последовал новый поток информации, который Винсент старался усиленно усваивать и уже записывать, дабы фиксировать информацию не только в столь ненадежном хранилище, как его собственная память, но и на пергаменте, который порой бывает более надежный в этом плане. С первого раза парень не понял все, что сказал учитель, но это не проблема - перечитав и вдумавшись в слова уже вникнет, а пока оставалось быстро записывать и пытаться понять и усвоить поступающую информацию от тёмного эльфа. Когда настала очередь чертежей - Михаэлис поспешно начал перерисовывать с доски. Сделав небольшую паузу, юноша уделил немного времени, чтобы вникнуть в изображение и вроде как даже понял ее.
И вновь новый прибор. Теперь уже перо было отложено и юноша полностью сосредоточился на показываемом и рассказываемом. «Ага, то есть как на той схеме, получается? Первое состояние - один шарик. Второе - два. И так далее до пяти. А шестое состояние - это сброс шариков.»
- Значит, начальное состояние у нас «е», а так же имеем пять состояний «а», - начал отвечать Винсент, предварительно поднчяв руку и получив разрешение от профессора. - И одно действие - «иск». Осуществляя это действие из состояния «е» осуществляет переход к состоянию «а1». Повторное осуществление действия «иск» в состоянии «а1» переводит механизм в состояние «а2». Таким образом механизм доходит до состояния «а5». На этом механизм, при выполнении действия, возвращается к состоянию «е» - все шарики сбрасываются. То есть схема должна выглядеть как круг, по которому поочередно можно пройти от состояния к состоянию.
При необходимости, Михаэлис был готов выйти к доске, чтобы начертить схему. В прочем, Винсент конечно предпочел бы ограничиться лишь устным ответом, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания движениями по аудитории и появлением рядом с доской и учителем. Тут, рядом со своим местом, он все же не привлекал внимание всей аудитории, а там внимание если будет не полным, то повышенным наверняка.
Поделиться72016-09-16 21:34:03
Опираясь на пример, ученик обычно может решить аналогичную задачу. На практике, однако, описание автомата может быть очень необычным. Более того, часто сначала есть потребность в определенном наборе свойств,а потом на основе этого приходится строить модель. Но это не тот случай, так что у разумного слушателя не должно было быть проблем, кроме как осознать работу представленного устройства. И очень скоро, конечно, первая рука поднялась, и после жеста «вот вы, молодой человек» в виде раскрытой ладони ученик (уже один раз отвечавший) дал вполне хорошее описание. Вот только…
– Эта буква читается «икс», - отметил Севриналь, отложив установку в сторону и рисуя на доске описанную структуру. - В остальном правильно. Вот, простая схема. Заметьте, с увеличением количества команд диаграммы быстро становятся более загроможденными. Иногда вместо этого используют таблицы перехода. Принцип простой: обычно по рядам пишут состояния, по колонкам — команды, и на пересечении команды и состояния записывают значение функции перехода на данной паре.
- Те, кому интересно, могут в свободное время попробовать еще вот такую задачу. Есть правильный треугольник, его вершины мы пометим номерами один, два и три, - что и изобразил на доске эльф. - Если я поверну его вокруг центра на треть, то треугольник в целом останется на месте, хотя его вершины будут в других положениях. Повернем еще два раза — и получим исходное состояние. Более того, можно перевернуть треугольник вокруг вертикали — и он опять же остается на месте, но с другой нумерацией. - Севриналь изобразил повернутый и отраженный треугольники да доске, и провел стрелки от исходного, но никак не назвал их. - Всего есть шесть расположений номеров, и переходы можно задать всего двумя командами. Или же тремя, при желании. Попробуйте нарисовать диаграмму состояний полностью в обоих случаях. Кстати, с тремя сделать это без пересекающихся линий в данном случае невозможно, не пытайтесь.
– Если после этого у вас останется желание, вот еще задача, но это уже не так просто. Возьмем правильный тетраэдр, - и геомант действительно создал на ладони кусок камня и сформировал из него четырехгранник, побольше, чтобы всем было видно. Полый, конечно, камень не самый легкий материал. - Для тех, кто не знает, тетраэдр, или четырехгранник, выглядит вот так. Все его грани — треугольники. В данном случае у нас правильный тетраэдр, то есть такой, у которого все грани одинаковые, правильные треугольники. Итак, обозначим его грани числами от одного до четырех, - темный эльф пальцем, точнее, магией, начертил на гранях числа подобием белого мрамора, для заметности. - Можно и вершины, в данном конкретном случае это дает один и тот же результат. Сейчас рассмотрим только сохраняющие положение повороты. Можно поворачивать на треть вот так, для каждой из четырех вершин, понятное дело, но это не все. Вот смотрите, берем середины противоположных ребер, и разворачиваем, и тетраэдр тоже остался на месте, а числа поменяли расположение. Итак, задача — изобразить диаграмму состояний. Если вам не удается или не хватает воображения, рекомендую взять в нашей библиотеке книгу под названием «Группы и симметрия», там в самом начале описаны повороты тетраэдра. - Севриналь не стал советовать прочитать и всю остальную книгу. Тем, кому захочется, это и не нужно, а кому нет — не поможет.
— Идем дальше. Заметьте, что в этой схеме, - учитель указал не на дощечку, а на диаграмму циклического аппарата, - всего одна команда, но тем не менее мы можем попасть из любого положения в любое. В общем случае это не обязательно. Например, одно из состояний автомата может быть окончательным — как активация ловушки, которая на этом перестает работать до переустановки, или даже самоуничтожение. Из этого возникает вопрос о различных свойствах, которыми может обладать или не обладать автомат. Таких свойств очень много, больше, чем мы можем перечислить, но не все из них пригождаются для изучения и удобного описания автоматов — а ведь именно максимум простоты есть цель любой теории. Ну что, какие свойства вы можете предложить? - Еще один вопрос, на который крайне сложно дать хороший ответ без знания предмета. Но упомянутое только что свойство, достижимость, должно указать примерное направление.
Поделиться82017-04-05 00:32:27
Слегка перенервничав, умудрился напутать в произношении буквы, что заставило малость покраснеть. В прочем, студент быстро сел, а внимания особого его оплошность, вроде как, и не привлекла. «Вот и хорошо,» - хотя глупой и, отчасти, наивной подозрительности касательно внимания к ошибке собственной персоны не оставил, пусть и не акцентировал внимание. Все-таки отвлекаться на всяческие глупости во время занятия было бы нелепо, да и предмет весьма интересный. Не то, что эти ваши странные и непонятные спектральные сущности. Хотя, конечно, теория пока была несколько тяжеловата в понимании, но энтузиазма, что удивительно, Винсенту было не занимать в данный момент, а потому он с интересом погрузился в процесс, пытаясь понимать всё, что говорил и объяснял преподаватель. Или хотя бы запоминать, чтобы после переварить. А заодно и конспектируя то, что казалось особенно важным - повторять еще предстоит не один раз определённо.
Обе озвученные задачки студент, конечно, тоже записал, решив, что нужно будет обязательно с ними разобраться.
Мысли сразу сбились в хаотичную кучку еще не переваренной окончательно информации, кою предстоит еще хорошенько вдолбить в голову усердной учёбой. Пока же оставалось плавать в этом омуте и полагаться на логику. С последней, к сожалению, не всегда удавалось успешно управиться. «Свойства. Свойства. Что такое может быть? Наверное, свойство конечности. Автомат может быть конечным. В том случае, если есть завершающее работу состояние. Это кажется логичным. А бесконечный автомат может быть?» - тут же спросил сам себя Михаэлис. «Навряд ли, конечно. На такое, как минимум, не хватит магической энергии, хотя, с другой стороны, руническую систему можно было бы построить таким образом, чтобы она банально не могла выключится. В таком случае, можно ведь сказать, что с точки зрения своей особенности она не конечна. Вот только... Ммм.»
Рисковать как-то не особо хотелось, да и других мыслей сходу не влетело в голову, а потому юноша решил поглядеть на успехи однокурсников - возможно, кто-то более смышлёнее, осведомлённее или попросту решительнее первым даст ответ, потом еще кто-нибудь и в таком случае вопрос решится сам собой. Или же наведут на осознание того, до чего, пока что, сам дойти не мог. Тихий вздох.