1) Энмико
2) Кхан Шом
3) Ция
Ну что же, вы хотели моё мнение, вы его получите. Чтоб у меня посты так же легко получались. Определённо нужно качать магию огня, горение уже становится моим хобби. Чёткой структуры повествования не обещаю, так как иногда основной акцент держали на себе игроки и их персонажи, а кое-где интереснее было оценивать общую ситуацию с разных сторон. Итак, для начала критерии оценки. Первый и самый главный — активность в ходе игры. По этому параметру Энмико и Кхан дружно делят первое место. Плюс обоим. Хотя, пожалуй, Энмико даже два плюса, за то, что как минимум один раз не постеснялась заткнуть всех и потребовать слова. И, соответственно, минус мне за то, что постеснялся сделать то же самое и в результате вместо параллельной игры в разных локациях оказался вынужден идти туда, где все события уже прошли — в будущем. Я говорю о походе к гномам, закончившемся ничем, потому что сжигать их хату в прошлом и устраивать прочие временные парадоксы, к которым относился бы и разговор с хозяевами, не комильфо. То есть сознательно зря потратил время просто потому, что персонаж изначально собирался туда пойти и не стал менять планов, даже получив возможность заглянуть в будущее. Ну ладно, хватит о себе. Для описания Толда на ум приходит одно слово — вагонетка. Основных варианта действий два — либо стою на месте и многозначительно молчу, либо иду туда, куда все, и соглашаюсь с тем, что они говорят. Так было в прошлой игре, то же повторилось и теперь, ничего другого я не ждал. Два минуса. По поводу Ции сказать особо нечего, не молчала, но и гиперактивностью не запомнилась.
Следующий критерий — полезность в прохождении квеста. Точнее, даже не столько голая результирующая эффективность действий, сколько их направленность на достижение цели. Тут надо вспомнить, что само понятие цели в нашем случае оказалось довольно размытым. Нашей основной задачей, очевидно, должен был стать поиск способа вернуться в своё время, но никакой вразумительной информации о том, с чего эти поиски начинать, мы не получили, зато оказались без средств и связей в незнакомой местности. Не знаю, кто как, а я в такой ситуации первостепенной целью считаю выживание, как в буквальном смысле, так и в виде обрастания теми самыми средствами и связями. Естественно, процесс это долгий, поэтому я видел два варианта развития событий — либо на нас как из рога изобилия сыпятся рояли, не дающие скучать и активно толкающие группу вперёд по сюжетным рельсам, либо рояли не сыпятся, и тогда ускорения ради мы проматываем недели, месяцы, возможно, даже годы, съедаем пуд соли с каждым из местных жителей, выпиваем море самогона с гномами, магами и прочими старейшинами, и в результате без всяких особых хитростей узнаём всю полезную информацию. Второй вариант, как выяснилось по ходу дела, был исключён изначально, но и какого-то роялепада я тоже не заметил.
Так вот, наконец добрались до собственно оценки. Здесь, я считаю, нужно разбирать конкретные ситуации, и начнём, как ни странно, с начала. Вначале, как мы помним, на нас напали. Ция тут же нырнула в укрытие и до конца боя оттуда не высовывалась, так что никакой пользы команде не принесла. Верно? Как бы не так! Иногда лучшая помощь — не мешать. Она не только пережила схватку без единой царапины, но и не стала путаться под ногами у остальных, вынуждая отвлекаться ещё и на своё спасение. Впрочем, гордиться тут особо нечем, но с таким персонажем это действительно лучшая линия поведения. Я, к сожалению, не мог себе позволить поступить так же, поэтому на пару с Энмико кинулся спасать мага — единственного, кто мог помочь хоть как-то во всём разобраться. Кстати, мне с самого начала было любопытно, а вариант нашего попадания в плен к министерским или даже добровольной сдачи вообще рассматривался? Итак, Энмико и себе начисляю по плюсу. Что в это время делал Кхан, самый приспособленный к бою из всей группы? Правильно, полез прятаться следом за Цией. Сразу минус. Затем одумался и всё же сделал то, что и должен был. Эпизод с мокрыми тряпками оставлю без комментариев, но про вытаскивание солнечного щита промолчать не могу. Это было дерзко. Это было смешно. И это было ужасно глупо. Самое удивительное, что сработало, иначе как чудом я это объяснить не могу. Возможно, я как-то не так представляю себе солнечный щит (описание которого уже несколько раз просил сделать более понятным и точным, так, на минуточку), но, в моём понимании, если уж орк смог обхватить его руками, ему должно было опалить всю переднюю половину тела, а никак не только ладони. Толд вёл себя вполне сообразно концепции персонажа и, пожалуй, не запомнился бы ничем, если бы не пресловутая попытка защититься телом спасаемого товарища. Это было неожиданно, это было смешно, и за это я на месте своего персонажа, пожалуй, зарядил бы в морду такому спасителю, как только вернул себе способность двигаться. Жаль, не подумал об этом раньше. Минус.
Что, надоело читать? Терпите, я только начал.
Впрочем, разбирать так же подробно каждую сцену не буду, пройдусь по основным моментам. Здесь, как я и говорил, структуру рассказа придётся нарушить, поскольку к оценке добавляется третий и последний критерий — соответствие своей роли. Да, именно так, больше критериев не будет. Красота отыгрыша, его развёрнутость или оригинальность на оценку не влияют никак. Начну с себя. О цели персонажа в сложившихся обстоятельствах я уже сказал. Реализовать её можно было, договорившись о работе с гномами. Будь то алхимия или работа с механизмами, данные для неё у персонажа есть. Но не выгорело, подозреваю, именно из-за эпизода с временным парадоксом, поскольку в другое время либо сам персонаж, либо гномы были постоянно заняты. Затем появилась идея представления, отыгрыш которого стал самой яркой и запомнившейся деталью всей игры. Ещё один парадокс, поскольку, на мой взгляд, сцена эта абсолютно проходная и не заслуживала того, чтобы тратить на неё столько времени. Персонаж взял на себя задачу организации мероприятия, в которую входит, например, составление очерёдности выступлений, на что у него было достаточно времени. В назначенный срок, однако, выяснилось, что артисты не знают, что им делать, и тянут время, выталкивая друг друга на сцену. Обращаю внимание, что думать об этом заранее было задачей персонажа, а не моей, соответствующие навыки у него имеются. Моё дело — определить для него эту задачу. Тут, конечно, можно сказать, что артисты — такие же игроки, и у них на этот счёт своё мнение. На что я отвечу, что вся сцена представления целиком вообще не требовала отыгрыша с нашей стороны. Даже в боевой ситуации, если уровень противника заведомо намного ниже, можно писать «я убиваю орка» вместо двух страниц описания всех нужных для этого приёмов. В случае с выступлением наши персонажи имели возможность следовать заранее составленному плану, не подвергаясь влиянию каких-либо внешних факторов. Другими словами, достаточно было сказать «мы провели выступление, оно было успешным, мы заработали денег». И всё. По этой же причине расцениваю как провокации все заявления о том, что номер факира описан недостаточно подробно. Персонаж танцевал с огнём, выдыхал его, глотал и жонглировал. Как именно он это делал — его забота, я ни танцевать, ни жонглировать, ни тем более глотать огонь не умею. Кстати, если даже пытаться проработать всю программу выступления, с восьмым порядком огня оно выходит не слишком-то зрелищным. Хотя, конечно, и на том спасибо, не будь у меня магии, со шляпой стояли бы двое.
Толд вёл себя как бревно. Шляпу с тем же успехом можно было положить на землю, никто бы не заметил разницы. Но, что характерно, это никоим образом не упрёк игроку. Что будет, если у угрюмого мужика со страшной мордой, который умеет только драться, отнять меч и заставить играть в социалку? А вот это и будет. Прекрасный отыгрыш бревна, полное соответствие с ролью.
Кхан — орк-монах. Нет, я никогда не перестану биться головой об стену, пытаясь представить эту картину, и вопрошать небеса, как они допустили такое. Но сейчас не об этом, так что просто запомним, что Кхан — орк-монах. Это важно. Также во время представления мы узнали, что он не только практикует медитацию и совершенствуется в боевых искусствах, но и пропагандирует здоровый образ жизни. И что делает орк-монах в первый же вечер? Идёт нагло напрашиваться на пьянку с гномами. А потом ещё раз. В процессе выясняет нечто полезное, но попытка выставить это как собственную заслугу выглядит просто нелепо. За отыгрыш два балла с жирным минусом. Если бы не это, мог бы потягаться с Энмико за первое место.
Ция, на мой взгляд, вела себя точно так, как и должна была. За исключением, пожалуй, момента в самом начале, когда взяла и запросто представилась всей разношёрстной компании воровкой. Сразу вспомнились «правила ролевика». В том, что за целых три дня так толком ничего и не украла, не вижу проблемы. Кто же ворует у вифрэев? Точно не вифрэи.
И, наконец, Энмико, безусловная звезда всей игры. Неведомо как угадала решение всех возможных головоломок. Именно угадала, но факт впечатляет, а ведь повезти могло и любому другому, ломали головы и предлагали решения все. Также запомнилась тем, что не побоялась выполнить целый набор смертельных номеров на канате и умудрилась не запороть ни одного. Я бы сказал, что это явный перебор (вы себе представляете натянутый канат, на котором можно крутиться и прыгать не только не падая, потому что он вообще-то длинный и не провисать при таком обращении не может, но и не разрезая себе им руки до костей?), как и чрезмерно подробно описанное выступление Кхана, но победителей не судят. О победе в соревнованиях не забудем тоже. В общем, полностью раскрыла и даже превзошла потенциал своего персонажа.
И тем не менее не всё так гладко, поэтому минусам Энмико посвятим отдельный пункт. Ни разу не превратилась в демона. А ещё в сюжетке с вестником смерти водится. Да, это минус, хочу и ставлю, имею право. Зарегистрировала демона, так отыгрывай. То же самое могу сказать по поводу оскорблённой невинности. На сеновал с охотником прошествовала будто на мученический алтарь, хотя львиную долю попыток сблизиться с ним совершала сама и без всяких понуканий. В итоге, похоже, ещё и прокатила парня вместо того, чтобы прокатиться на нём самой. Да, Эн, я отлично помню, как Кэт получила от тебя горячий плазменный привет за то, что мялась и не велась на инициативу Винсента, так что уж не тебе изображать скромницу.
Короче, Зи, проблема следующая. Когда игрок в сюжете может выехать даже в скучных, сложных или непонятных местах за счёт того, что у него крутой интересный персонаж с кучей возможностей, это нормально. Игроки на кач, составление грамотных билдов и просто написание интересных биографий тратят свои время и нервы. Но когда в словеске Энмико без труда сводит с ума всю деревню благодаря своей девятке ловкости, а Толд оказывается на самом днище рейтинга, потому что идеально отыгрывает бревно, которым его персонаж по концепции и является, это уже не торт. Путей решения два. Либо давать игрокам возможность отыгрывать не своих персонажей, дабы позволить каждому в равной степени проявить себя, либо ставить их в ситуации, где их личные особенности не будут иметь значения. В частности, например, отключать всю магию. Ну или третий вариант, если уж на уравниловку у нас аллергия в тяжёлой форме и играть без карточек мы не можем: забыть про сюжетные повороты в духе «вас похитили говорящие дельфины и заставляют метать для них икру» и помещать персонажей в те ситуации, где они смогут проявить свои сильные стороны, а не просто хлопать глазами, пытаясь понять, что они вообще тут забыли и чего от них хотят.