Флорианна была несколько озадачена шутками Траста. Возможно потому, что не была полностью уверена в том, шутит ли командир или серьезно вещает об эльфах и феях. В любом случае она все-таки решила уточнить, что эльфы и феи - это все-таки разные создания. Когда же Траст упомянул ледяных эльфов совокупно с выстроенным Телхаром дворцом, и вовсе изумленно рот приоткрыла. Да, она определенно даже не задумывалась, для кого гном этот дворец создал. Но на всякий случай еще раз бегло пронеслась взглядом по стене. Увы, никакой информации относительно этого ей обнаружить не удалось.
Флорианна: Зал Богов - это общий зал всех богов, в том числе и не входящих в основной пантеон, отдельных здесь нет, - немного рассеянно ответила архонка, все еще пытаясь найти нужную информацию среди записей. - Но зал тот огромен и по сути поделен на секции, каждая из которых отвечает за события, относящиеся к тому или иному богу. Так что идти нам в одном направлении. Я проведу тебя в секцию Хахрама, а сама перейду к Солониэль... - девушка запнулась, оторвавшись от изучения стены. - Не уверена правда, что смогу там хоть что-то отыскать - это ведь нажья богиня, а их языка я не знаю, - развела она руками. - Впрочем, в зале богов попадаются записи на разных языках, хоть и преимущественно на тех, на которых говорили участники важных событий, - а вот эта информация уже оптимизма не добавляла, ведь Хахрама в основном почитают гномы, так что с большой долей вероятности записи Траст снова увидит на их языке, а он-то как раз Крипталу незнаком. Даже сейчас, будучи в этом зале, он не мог толком ничего изучить, потому что не понимал, что написано. Какие уж там попытки присмотреться к их современной истории... - Ты знаешь, а вот про горэтов я тут, к слову, ничего не видела, - не без удивления произнесла Флорианна. - Не думаю, что у них это прям распространенное явление, но... возможно дело в том, что сюда заносится непосредственно их история, и деятельность каких-нибудь отдельных горэтов если и относится к этому залу, то опосредованно? - предположила архонка. Может оно и так, конечно, и про длительном изучении зала какая-нибудь информация бы попалась, но у Траста не было столько времени, чтобы ее тут разыскивать. Ведь вероятность узнать что-то в зале бога, который как раз и пробуждает кровь горэтов, определенно выше. Так что туда и направились. - Эм... пирог? - немного смутилась девушка по пути. - Не стоит... но, если что, я предпочитаю низкокалорийные, - все же сказала она. - Не очень хочется набирать лишние килограммы. Может быть какая-то фруктовая начинка или ягодная... - задумчиво протянула Флорианна.
Путь до зала богов занял куда меньше времени. Возможно потому, что, по словам спутницы, этот зал находится примерно в центре всего комплекса. Помещение, в котором оказались архоны, поражало, пожалуй, еще больше, чем гномий зал. Оно представляло собой гигантских размеров полукруглую комнату с внушительным пустым пространством в центре, но с множеством удаляющихся куда-то в стороны коридоров. По словам Флорианны пути ведут к залам поменьше, которые в свою очередь тоже являются общими для родственных по мировоззрению богов. И да, стены, потолок, пол, колонны - все здесь было исписано мелкими буквами на самых разных языках. Из того, что смог прочитать мельком Траст - тут как раз отмечались события, имеющие отношения сразу к нескольким богам. К слову, здесь были ученые - Траст заметил двоих вдалеке. Один был ему незнаком, а второй, кажется, из свиты архонов. Что они изучали, было невозможно рассмотреть со столь большого расстояния, но скорее всего искали зацепки относительно последних произошедших в мире событий. Флорианна не стала задерживаться в этой части зала и повела Криптала дальше, в левый коридор. А уже там указала дальнейшее направление к залу Хахрама - Трасту нужно было лишь один короткий коридор пройти по прямой. Сама же Флорианна свернула в другой и сообщила, что секция Солониэль неподалеку, если что - она будет там. Попрощавшись, центурион двинулся в указанном направлении, и вскоре оказался в достаточно занятном местечке.
То, что это точно секция, посвященная хахраму - Траст понял сразу. В первую очередь по уже знакомым закорючкам, ибо гномий язык почти что повсюду, а во вторую - по неизвестным Крипталу руническим символам, что периодически попадались на многочисленных колоннах. Также Траст отметил некоторые выделяющиеся части стен, где не было текста, но прямо в камне было высечено нечто вроде больших пластин с характерными для бога-оружейника рисунками: молоты, наковальни, мечи, горны, мехи, более мелкие инструменты...
А еще в зале было очень тихо. Никто из ученых сюда явно не заходил. А если и заходил, то лишь мимоходом - это было заметно по менее пыльным дорогам, что вели сквозь колонны, в том числе и по той, по которой пришел сам Траст - проходной путь. Но стоило чуть углубиться между колонн, допустим, к ближайшей пластине с рисунком, как по слою пыли становилось очевидно: сюда вообще не подходили. Траст неспешно шел по залу, выискивая среди множества закорючек гномьего языка знакомые буквы. Кое-что попадалось, но пока ничего про горэтов. Зато внимание привлекла странная история на имперском языке, в которой не было имен или дат и вообще было неясно, причем тут Хахрам и уж тем более божественные события.
Текст
Жили когда-то давно два мастера. Два зодчих. У обоих — золотые руки. За что ни возьмутся — работа спорится. Дома один другого краше, прочнее, кружевнее. Одно загляденье смотреть, как из под рук у них стружка вьется да щепа летит, как красота рождается и надежность. И считали их в народе лучшими, и гордились ими заслуженно.
Но не может быть двоих лучших. Так уж устроено в этом мире, что даже среди равных должен быть первый. И настал для двух мастеров черед испытания: кто из них лучший среди лучших? Наказали им обоим возвести по дворцу, да так, чтобы не было этим дворцам равных во всей округе.
И набрали мастера помощников, и закипела работа.
Первый мастер все делал сам. Сам ехал на вырубку, чтобы лес был выбран без изъяна. Сам каменья выбирал да обтёсывал. Сам размечал фундамент, чтобы не возникло отклонений. Сам проверял соответствие работы чертежам и планам, чтобы не допустить даже малейшей ошибки. Ничего нельзя было решить на строительстве его дворца без его ведома. Наймитам порой приходилось подолгу ждать, пока он освободится и сможет выслушать их вопросы. Но зато дворец у него выходил идеальный, комар носа не подточит.
Второй мастер обучал помощников и уже им доверял разные виды работ. А доверяя — не вмешивался, давал возможность набить свои шишки. В результате строительство у него шло медленно, многое приходилось переделывать: то сруб поставят неплотно, то лес не просушат в нужной мере, то камни раскрошатся, то деготь сварят не той консистенции. Но помощники были благодарны ему за терпение и наставничество и платили в ответ двойным усердием.
Дворец первого мастера получился краше, и его признали лучшим. Но со временем тот дворец обветшал и разрушился. И мало кто помнит сегодня имя первого мастера. А имя второго живет до сих пор: он воспитал учеников и создал традицию. Некоторые ученики даже превзошли мастера в зодческом искусстве, но по сей день благодарны ему за науку. Не за строительную. За веру в учеников и умение доверять.
Пока что это был единственный большой текст, попавшийся Трасту. Из тех, что он мог прочитать, разумеется. А вот остальное - какие-то не самые понятные фразы, некоторые были даже на архонском. К примеру: "Нерадивый в работе своей — брат расточителю" или "Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный". Или, скажем, на имперском: "На устройство подошвы и поддела ни трудов, ни иждивения жалеть не должно", "Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость", "Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых".
Чем дольше Траст изучал всякие надписи, тем больше приходил к выводу, что все эти короткие фразы как-то не вяжутся с историческим залом бога. Здесь ведь должна писаться хроника, разве нет? К чему тогда эти одинокие фразы? Они ведь не рассказывают никакой истории и не дают хронологии! Почему магия храма их увековечила?! Этот вопрос прямо-таки назойливым комаром зудел где-то под ложечкой, но Траст не находил на него ответа. Зато вскоре, кажется, увидел то, что искал! То была огромная фреска во всю стену, изображающая пятерых гигантских созданий, отождествляющих простые стихии, судя по выгравированной местности: огненные разломы, ледяные просторы, отвесные туманные скалы, большие пещеры, густые леса.... Рядом с этими гигантами располагались существа поменьше, но тоже гигантские по сравнению с третьим видом существ, что были поодаль от них - гномов. Фреска эта также была испещрена закругленными стрелочками, ведущими от самых крупных существ к средним, а от тех к маленьким, а от маленьких стрелочки вели обратно к средним, но вот к крупным уже стрелочек не было почему-то. Ну и да, на свободных пространствах фрески были какие-то надписи, но опять в проклятущих гномьих закорючках!